Светлана Иванова: «Если бы Вонг Кар Вай снимал «Анну Каренину», пролезла бы на съемки хоть через окно»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

31.03.2016

На экранах — кинороман Юрия Васильева «Герой», рассказывающий историю любви юного поручика царской армии Андрея Долматова и княжны Веры Чернышевой. Их разлучают пожар Первой мировой, революционные бури и Гражданская война. Спустя сто лет правнук навещает могилу участника Ледяного похода и влюбляется в девушку, изображенную на соседнем обелиске. Вскоре встречает наяву правнучку Веры. Авторы картины убеждены: время и смерть не властны над подлинными чувствами. 

Незабываемая партитура Эдуарда Артемьева, захватывающие батальные сцены, романтичный дуэт Димы Билана и Светланы Ивановой — слагаемые зрительского успеха ленты. Накануне премьеры корреспондент «Культуры» пообщался с исполнительницей главной роли.

культура: Авторы настойчиво сравнивают «Героя» с «Унесенными ветром». На Ваш взгляд, княжна Вера и в самом деле похожа на Скарлетт О’Хара? 
Иванова: Таких ассоциаций у меня не возникло. Фильм устроен иначе, чем роман Маргарет Митчелл. Сюжет разворачивается на перекрестке времен, не случайно у картины две афиши — современная и ретровариант. Это история о вечной любви. Когда мне прислали сценарий и я прочла, что в первой сцене героине всего шестнадцать, то подумала: знают ли эти странные люди, сколько мне лет? Позже оказалось, что мой возраст никого не смущает, я успокоилась и поняла — здесь нужно отразить характер, а не кривляться. Меня вдохновлял потрясающий образ Дженнифер Джейсон Ли в картине «Площадь Вашингтона». На момент съемок у Агнешки Холланд актриса прожила уже немало, а играла она первую любовь и делала это просто фантастически. Конечно, я не пыталась ей подражать, лишь ловила импульс, посыл этой работы. 

культура: Как складывался дуэт с Биланом, дебютировавшим в кино? Не приходилось «тащить партнера на себе»?
Иванова: Нет, совсем напротив. Идея снять Диму меня ничуть не смутила — десять лет назад мы вместе пробовались на фильм «Формула Зеро». Он замечательный парень, эрудированный, тонко чувствующий. А главное, Билана буквально окрылял не иссякающий восторг дебютанта — я любовалась им и, случалось, защищала от режиссера. Профессионалам полезно учиться у неискушенных коллег, фонтанирующих авантюрной энергией. И Юрий Васильев был с Димой на одной волне — ведь и для него это первая сложнопостановочная картина. 

культура: Вам же не в новинку погружаться в ретроматериал...
Иванова: Да, мне интересно играть то, что максимально далеко от моей натуры. Роли мечты у меня нет, есть только режиссеры, в которых я верю. Если бы «Анну Каренину» снимал Вонг Кар Вай, не знаю, в какое окно бы пролезла на съемки, но ни за что бы не упустила такую возможность! 

культура: Когда возникает ощущение удавшейся роли?
Иванова: Порой никогда — даже на премьере его нет. Иногда оно приходит с эмоциональным откликом близких, а бывает — не часто — появляется в процессе работы. В нашем деле все эфемерно, и на этих съемках было как в первый раз. Васильев — невероятно трогательный человек. Обычно актеры не любят, когда им показывают, как играть, — скучно повторять за режиссером, все стремятся наполнить роль собой. Но Юра умеет изобразить одним взглядом то, что хочет увидеть, и я хорошо понимала, чего он от меня ждет. Любой постановщик прежде всего авантюрист — хватает книжку и вдруг решает: «Ха! А это будет так!» Для меня остается тайной: как они придумывают целый мир, читая сценарий?

культура: Чья Вы актриса?
Иванова: Абсолютно режиссерская, самоигральный аппарат — это не про меня. К каждой роли иду впотьмах, на ощупь, не понимаю, где попадаю, а где нет. Мне необходимо, чтобы меня вели. Если доверяю режиссеру и партнеру — несусь за ними сломя голову в любой овраг. Самые осознанные работы получились с Виталием Мельниковым, Джаником Файзиевым, Николаем Лебедевым. Роль в «Легенде №17» вообще подарила много неожиданного. Коля по секрету признался, что в первом варианте сценария моей героини не существовало. Мне досталось всего пять съемочных дней. Вроде немного, но по степени наполненности эта работа заняла огромную часть души и жизни. Готовилась несколько недель — познакомилась с близкими Харламова, слушала их рассказы, воспоминания. Продюсер и режиссер хотели снять не просто байопик, а историю, за которую не придется краснеть перед живыми очевидцами. Отдача была фантастическая. Раньше меня узнавали только женщины, ведь я играла девушек с непростой судьбой, а после «Легенды» разглядели и мужчины! Меня даже номинировали на «Золотого орла».

культура: Что для Вас главное в женщине?
Иванова: Оставаться в любой ситуации женственной, улыбаться, любить близких. Порой приходится быть бронепоездом, но это не мое.