17.02.2016
Барац: Мы прошли довольно длинный путь, много чего поставили, прочли и посмотрели. Поэтому я дергаюсь, когда нас называют проектом. Мы единомышленники, никогда не делавшие ничего, чтобы просто нравиться. При этом стараемся прислушиваться к аудитории и работать с ней.
культура: После первого «Дня выборов» политтехнологи хлопали по плечу, кричали: «Этот фильм про меня!»...
Барац: Да. Сочиняя первую серию, работали без тормозов, но оказалось, самые гротесковые ситуации уже имели место в жизни — агитпароход, подставной кандидат-однофамилец, ряженый проповедник и человек, голодавший за еду. Все, что мы придумали, уже было!
культура: В новом «Дне...» вам удалось осовременить «Ревизора». Некие столичные штучки прибывают в поволжский город, чтобы провести предвыборную кампанию действующего губернатора. Начинается уморительная чехарда...
Барац: Мы любим свою страну, надеюсь, это заметно. Россия огромна, у нас много чего есть. Немало и плохого. Говорить то, о чем остальные молчат, озвучивать проблемы, требующие решения, — вот что я называю патриотизмом.
Хаит: В России пессимист всегда пророк, но это не наш случай. Новый фильм появился спонтанно, будто кролик из цилиндра. У нас нет рецептов, только идеи. Мы шли от своих персонажей — чем бы они могли заниматься спустя столько лет... Что-то придумываем, появляется легкость, драйв, затем смотрим, чего не хватает...
Барац: Хотелось вновь собрать команду и повторить свой политтехнологический подвиг.
культура: «Ревизор» — персонаж Камиля Ларина, сошедший с агитпарохода в первой части, прижился в городке под каблуком сварливой бабы и превратился в «городничего»...
Барац: Да, не повезло мужику.
Ларин: Так уж повелось, большая страна — это карма. Мы постоянно беремся за что-то, недодумав. Взять хотя бы велосипедные дорожки. Надо было нагородить их в октябре, чтобы в январе оказалось, что это совершенно бессмысленная затея. Оттяпали полосу у забитой пробками Москвы. Типичный случай — у нас прежде строят, потом думают: зачем? При этом необходимые вещи часто не делаются — умирает глубинка, загибается фермерство. Если пробивается живой росток — не топчи, дай прорасти, поддержи! А у нас прижмут народ, а потом рассуждают: ах, какой он безынициативный...
культура: Вы открещиваетесь, когда вам «шьют сатиру», тем не менее персонажи нового «Дня выборов» узнаваемы. Портреты с натуры?
Хаит: Нет, просто схватываем типажи. У нас все как-то само собой вырисовывается. Мы снимали авантюрную комедию положений. Мне кажется, фильм получился легкий, зрительский.
Барац: Заходя на политическую территорию, старались достичь правдоподобия, работали с архетипами. Сатира кого-то обличает, к чему-то призывает — это не наш путь. «День выборов» — гротеск. В нынешней политической ситуации подобное почти невозможно. Случайный губернатор сегодня редкость, все решает Кремль. Но чуть только центральный аппарат отпускает вожжи, фальшивый фээсбэшник — Камиль — оказывается достойным соперником реальных кандидатов.
Голосовать нужно. Один раз люди ошибутся, другой — нет. Сменяемость чиновников необходима обществу как воздух — это залог роста и процветания. Каждый гражданин должен ощущать, что от него зависит судьба страны.
культура: Как этого добиться?
Ларин: Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. У нас очень много безвестных одаренных людей. К ним не прислушиваются, их не видят. Многие уезжают, так как не могут себя реализовать... И я рассматривал своего персонажа как подкаблучника с нереализованным потенциалом. Его сковывают обстоятельства, но он прорывается в эфир, становится неформальным лидером предвыборной гонки. Поэтому я настаивал, чтобы теледебаты были показаны максимально подробно — людям нужно дать возможность влюбиться в героя. Важно, что это работящий человек, понимающий чаяния горожан. Таким правдорубам и следует верить. А то обыватели раздумывают: идти на выборы, не идти... Я и сам такой же, не посещаю собрания ТСЖ...
С другой стороны, мы сами выбираем человека, который должен все решать за нас, но остаемся вечно недовольны. Это всегда так было: царь-батюшка за все в ответе.
культура: Кстати, о самодержцах. Вы дебютировали в анимации, сочинив сценарий мультфильма «Иван-царевич и Серый Волк 3». Продюсер Сельянов предоставил свободу творчества?
Хаит: Абсолютную. Нам захотелось придумать сатирическую сказку, так родилась история о пугале, фонтанирующем повидлом.
культура: Что радует и вдохновляет квартет юмористов?
Барац: Простые вещи. Я получаю невероятное удовольствие от игры в футбол, люблю выпить в кругу друзей, проводить время с детьми. Обожаю быть ближе к природе. Женщины забирают массу эмоций, но невероятно освежают жизнь. Очень хорошо чувствовать себя нужным тем, кто необходим тебе.
Хаит: Присоединяюсь, но уточню: чувство юмора — не благоприобретенное, а врожденное качество. Конечно, можно научиться шутить по схемам, но подобное у нас редко срабатывает, потому что сама жизнь плодоносит нелепейшими сюрпризами. Чтобы их оценить, нужен определенный склад ума. Есть люди, которые во всем отыщут повод для переживаний и будут сидеть в углу с грустным видом. А мы в любой ситуации ищем нечто смешное...
Ларин: И находим. Я люблю навести тень юмора на серьезный разговор: присвоить чью-то серьезную фразу, размять ее про себя и ввернуть в неожиданном контексте... Когда кто-то долго говорит о чем-то важном, возникает гнетущее ощущение, которое хочется переломить. Ценю легкость в отношениях, общении, лирическом ощущении жизни. Недавно издал поэтический сборник семнадцати авторов: Кортнева, Гришаевой, Бабенко, Ларина... Называется «СтихоТворения».
Думаю, нам нужно снова научиться молчать, а уж затем — общаться. Как в позапрошлом веке. Сейчас люди не дослушивают вопрос, отвечают невпопад, в конце концов замыкаются, черствеют, зацикливаются на меркантильных вещах. Под Новый год соседи вдруг начинают здороваться, спустя десять дней друг друга снова не замечают. Общие радости объединяют людей все реже. В провинции с этим, конечно, попроще.
культура: Постановки и картины «Квартета И» во многом компенсируют дефицит нормального общения?
Ларин: Думаю, да.