Евгений Миронов: «В России есть все, чтобы стать героем, важно лишь не врать самому себе»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

15.12.2015

Накануне премьеры лирической комедии Алены Званцовой «Норвег» корреспондент «Культуры» пообщался с исполнителем главной роли Евгением Мироновым. 

культура: Ваш персонаж — несостоявшийся ученый, отбывающий трудовую повинность в турфирме бывшей жены. Лишний человек, одержимый сверхидеей: пора валить. Вроде бы незамысловатый тип. Однако, по зрительским ощущениям, Кириллов Вам очень близок... 
Миронов: И симпатичен. Алена Званцова как-то сказала, что хочет написать для меня сценарий. Понимая, что изменчивая жизнь не благоволит таким планам, я, не раздумывая, согласился. Читал с удивлением: комедия положений — казалось бы, не мой материал. Но чем дальше, тем больше сквозь пеструю внешнюю оболочку «Норвега» просматривалась философская глубина, подкупающий данелиевско-рязановский лиризм. На мой взгляд, Алена прошла по лезвию бритвы — сняла народную комедию, многие фразы из которой станут крылатыми.

культура: В первую очередь «уроки мужества» оперативника, сыгранного Дмитрием Марьяновым: «Кота пристрелить хочешь? Да не бойся, со мной можно, я при исполнении», «Чего ты такой дерганый? Ты же русский человек, в русской стране... Веди себя с достоинством!», «Когда тебя принимают за лоха, посылай в баню. В диалог не входи». Не менее авторитарно высказывается невеста главного героя: «Мы в Норвегии против эксплуатации женского начала. А тем, кто за, отрезаем муделданхалле».
Миронов: Алена поместила все социальные роли в одну историю, чтобы рассказать о глобальном одиночестве и боли. Кириллов — не смирившийся человек. Классический представитель интеллигенции, который знает все о добре и зле, где лучше и как надо. При этом ничего не может изменить. Так было всегда. Кириллову свойственно критиканство — именно поэтому он собирается делать ноги. Казалось бы, имеет право — жизнь-то одна... И я, кстати, предлагал Алене снять про то, как ему живется за рубежом. Уверен, и в Норвегии он бы обличал всех вокруг. 

культура: Складывается ощущение, что режиссер, как чуткий тренер, вел Вас по дистанции, подбрасывая очаровательные детали образа... 
Миронов: Основная часть роли была подробно прописана в сценарии, что и позволяло, отталкиваясь от характера, предлагать свои ноу-хау. Я иначе видел отношения персонажа с бывшей тещей, но Роза Хайруллина одной фразой: «Вот поэтому у Вас нет детей» — задала драматизм и сломала все стереотипы. Играли за нас и привходящие обстоятельства. Уходя от погони на джипе, Кириллов таранит биотуалет. Там была написана фантазийная сцена с появляющимся на коне полицейским, но случился ураган, и мы не смогли снять, как задумано. Алена за ночь сочинила допрос в околотке, я пригласил «следователя» — Игоря Гордина. И моего героя понесло: «Капсулы. Все живем в капсулах. Капсулы мы. Есть квартира, машина, машина-квартира. Это глобализация. А сегрегацию вообще не хотите? Глобальную сегрегацию общества. С индивидуализацией целей, с полной виртуализацией связей. И что?» Я остро чувствую, как год от года нарастает отчуждение людей. Тяжелая тема, но режиссер сумела откликнуться на злобу дня с удивительной любовью и иронией. Любой другой на ее месте снял бы чернуху...

культура: Кириллов оказывается сложным и обаятельным героем. Кажется, будто заботливый мент, бывшая жена, женщины Востока — персонажи его внутреннего мира, борющиеся за душу интеллигента. 
Миронов: Вы правы, все они становятся участниками драмы, помогают Кириллову обрести духовный стержень. В финале нам «подыграло» внезапно появившееся из-за туч солнце. Помните: на железнодорожной платформе герой дожидается электрички и весь светится. Он нашел себя и устроил судьбу окружающих. 

культура: В «Норвеге» есть лишь одна сомнительная нота — трое гопников, с инфернальным упорством преследующих Кириллова. 
Миронов: На мой взгляд, эта «ложка дегтя» была необходима. Я довольно часто общаюсь с подобными людьми — не далее как сегодня утром, выходя из дома, наткнулся на ребят, которые устроили пробку прямо у подъезда. Болтали в машине, перегородив дорогу. Я поступил, как мой герой, — сделал им замечание. И в этом тоже состоит миссия русского интеллигента — не позволять людям жить по звериным законам.

культура: Оказывается, «Норвег» — в лучшем смысле слова — европейская картина с недвусмысленной моралью: на Западе делать нечего, а доверчивые люди Востока требуют заботы, и это нас ко многому обязывает. 
Миронов: Нет. Русский интеллигент — целый мир. Не западный или восточный, а просто весь. Ведь прежде всего Кириллов — рефлектирующий персонаж. В сценарии мне не хватало этого чеховского камертона, помните, как дядя Ваня кричит: из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский... В этом смысле «Осенний марафон» мне куда ближе, чем цитируемое Званцовой «Белое солнце пустыни». Для кого-то эмиграция спасительна, а мой потрепанный неудачник становится героем здесь и сейчас. Слава Богу, в России для этого все есть — важно лишь не врать самому себе.

культура: И бывшей супруге. В конечном счете оказывается, что Кириллов необходим ей как воздух.
Миронов: Счастье близко, а мы его не видим — это одна из тем картины. 

культура: По большому счету, за последние годы в театральном мире появилось лишь одно преуспевающее поколение — питомцы «Табакерки». Чем объясняется ваша востребованность? 
Миронов: Нам повезло — мы сформировались до «эпохи денег», нам было важно лишь реализоваться в профессии. Сегодня молодым актерам трудно удержаться от соблазнов...

культура: Каковы планы возглавляемого Вами Театра Наций?
Миронов: Ближайшая премьера — клоунада-нуар «Идиот», где князя Мышкина сыграет Ингеборга Дапкунайте. В наступающем году мы решили идти не вширь, а вглубь и открыть «Театральный квартал» — экспериментальную студийную площадку, школу театрального зрителя. Планируем проводить мастер-классы известных режиссеров, философов, культурологов, психологов. Важно, чтобы, приходя в Театр Наций, люди были готовы к экспериментам. 

культура: Чего бы Вы пожелали соотечественникам в новом году?
Миронов: Мира — в душе и в каждом доме.