Деградация Бонда

Алексей КОЛЕНСКИЙ

04.11.2015

В прокате очередная серия бондианы. После суперуспешного «007: Координаты «Скайфолл» возвращения агента ждали с нетерпением. Оказалось — зря.

Мехико, День мертвых. По улицам маршируют тысячи «скелетов». Сквозь толпу ряженых пробирается Барон Суббота с таинственной спутницей. В гостиничном номере Бонд (Дэниел Крейг) сбрасывает маску с нарисованным черепом и, пообещав девушке скоро вернуться, выходит в окно... Само собой, свое слово агент не сдержит. Расправившись с итальянским гангстером, планировавшим взорвать переполненный мексиканский стадион, шпион возвращается в Англию, получает разнос и отставку за самоуправство. Ничего личного — новый босс MI6 (Рэйф Файнс) жертвует Бондом, пытаясь спасти ведомство, которое отныне подчиняется руководителю MI5. Макс Денби (Эндрю Скотт) планирует уволить всех обнуленных агентов, поручить деликатные миссии боевым дронам и, объединившись со спецслужбами дружественных стран, опутать планету сетями электронного шпионажа. 

Но Джеймс не спешит на покой. Исполняя последнюю волю бывшей начальницы госпожи М, он вылетает в Рим на похороны убитого им в Мехико мафиози. Соблазнив вдову гангстера (Моника Беллуччи), Бонд получает от нее адрес сходки международного клуба злодеев «Спектр». Председатель организации — Франц Оберхаузер (Кристоф Вальц) — разоблачает инкогнито Бонда, и шпиону приходится спешно ретироваться, отбиваясь от наступающего на пятки громилы — мистера Хинкса (рестлер Дэйв Батиста). Едва отвязавшись от супостата, Джеймс с помощью новой пассии Мадлен Свон (дочери изгнанного из «Спектра» гангстера) проникает в логово Франца. Тут выясняется, что именно Оберхаузер пакостил 007 в прошлых сериях, уничтожал его подружек и заказал убийство М. Ныне негодяй принимает на себя ответственность за полную дезорганизацию британских спецслужб. 

— Что-то ты много болтаешь, — замечает Джеймс. Антагонисту нечем крыть... Впрочем, и сам супершпион, и его вечно заплаканная спутница выглядят не лучше самого жалкого клоуна из всех, с какими до сих пор имел дело мистер с правом на убийство. Ничем, кроме ехидных реплик, герои блеснуть не могут — пространство для драматургического конфликта им не прописали. В прошлой серии от жизни Джеймса остались руины. Но режиссеру Сэму Мендесу и этого показалось мало — он решил окончательно растоптать слугу Ее Величества и его окружение. 

Прелюдия и развязка стилизованы под квест. В первых кадрах под пронзительные трели Сэма Смита обнаженный торс 007 опутывают щупальца спрута, в чернильной жидкости мелькают фотопортреты врагов и друзей Джеймса из прошлых серий. Под занавес злодей предлагает шпиону отыскать подругу в заминированном здании британской разведки — Бонд шныряет по темным лабиринтам, где на стенах появляются знакомые фотокарточки. Часики тикают, но, кажется, что время остановилось. Сократив количество аттракционов, Мендес старательно растянул их и довел до абсурда. В ассортименте «Спектра» присутствует лишь унылая потасовка с единственным на весь фильм достойным соперником Хинксом, пара незамысловатых погонь и полная диффамация британских спецслужб, представленных деморализованной кучкой идиотов. Но самая печальная деталь «Спектра» — девушка Бонда: Мадлен едва поспевает за агентом по обочине сюжета, не блещет ни очарованием, ни сексуальностью, сосредоточенно скорбит по погибшему отцу... А Джеймс с удрученным выражением лица спешит попасть во все расставленные сети.

Расставаясь с франшизой, Мендес и Крейг стараются убедить публику в ограниченной дееспособности усохшего, измельчавшего, превратившегося в собственную тень суперагента. Это им вполне удается — «Спектр» напоминает похоронную процессию, где героя принудили тащиться за собственным гробом по разбитому шляху. Куда только вот попрятались готовые поработить человечество дроны и уплыл 350-миллионный бюджет, останется тайной, покрытой мраком.