Руссо туристо — облико аморале

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.10.2015

На экранах «Родина» — российско-болливудская психодрама от режиссера «Бумера» и «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Нежна тропическая ночь. Внезапно тишину над Гоа взрывает рев турбин: самолет российского олигарха идет на посадку. Едва шасси касаются земли, по трапу сбегает дочь бизнесмена и скрывается в джунглях. Гарри (Андрей Смоляков) бросается за Евой (Любовь Аксенова). Но той уж и след простыл. 

«В Гоа все теряются и все находятся», — успокаивает родителя начальник полиции Дипак (Шив Субраманьян), объявляет беглянку в розыск и лично возглавляет поиски. Но девушка не желает находиться, прячется в бунгало «конкретных пацанов». Накокаиненные подонки (Владимир Сычев и Максим Лагашкин) насилуют дауншифтершу.

Простому парню из Новосиба тоже сатори не светит — отпуск заканчивается, а Макар (Петр Федоров) мается в позе лотоса, но путь к себе так и не находит. Гуру Тимур (Сергей Бадюк) рекомендует обратиться за просветлением к диджею Космосу (Павел Личников). Последний оказывается наркодилером. Проглотив «дозу», Макар переживает психоделический трип и сжигает паспорт.

Солидный чиновник Алексей (Александр Робак) признается жене в нелюбви — Кристина (Екатерина Волкова) решает остаться в Гоа и начать новую жизнь.

Проходит несколько месяцев. Рыбаки вылавливают из воды татуированный труп и находят на песке пиджак с паспортом Гарри. Ева присоединяется к «пастве» Тимура. Макар открывает мастерскую по ремонту мотороллеров. Кристина становится наркодилершей. Но загоститься в «сказке» не удается никому... 

Изредка пересекаясь, чаще скользя по касательной, персонажи появляются и пропадают из вида, «самовыражаясь» в кавычках оригинальной авторской диалектики. Бусловские «бяки» обзывают Родину Рашкой, толкают наркоту и хамят обаятельным аборигенам. «Буки» учатся тихо радоваться жизни, но, наскандалив, изгоняются из тропического рая. Но ни тем, ни другим не удается достичь бесстрастия и приходится смириться с тем, что в гостях хорошо, а жить надо дома. Постичь эту печальную истину помогают клиентам Дупак и Космос — последний вербует наркодилеров, а затем сдает их копу и тот обеспечивает дауншифтерам досрочную депортацию.  

В сухом остатке «Родина» смотрится как скверный анекдот. Круговорот ненужных встреч, нелепых скандалов, жалких истерик и «приходов» выглядел бы забавным массовым помешательством, если бы хоть за кем-то из героев просматривалась жизнь и судьба. Но Буслов становится в ницшеанскую позу — приветствуя переосмысление ценностей, он пускается на поиски истинно свободного человека и терпит предсказуемое фиаско. 

Решительно отказывая в доверии сентиментальной «тоске по березкам» и «любви к родному пепелищу», мрачно зубоскаля над фанатами нирваны, сансары, кокса и транса, Петр утверждает, что «работает с архетипами». С какими и как — не ясно. Собирая из нелепых историй ассоциативный пазл, режиссер пытается достичь дна коллективного бессознательного и нащупать там универсальную скрепу — полюс притяжения Родины. А обнаруживает лишь старый добрый ленинский детерминизм: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Даже на Гоа.