Отомстили за комиксы

Заира ОЗОВА

11.05.2012

На счету «Мстителей» уже 700 млн долларов мировых сборов. Пока суперблокбастер Джосса Уидона набирает обороты в прокате, критики, зрители и даже сами кинематографисты рассуждают о том, что комиксы выросли из коротких штанишек и уже давно не являются развлечением для детей.

До недавних пор считалось, что комиксы — это развлечение для детей, которые не любят читать. Снобистское отношение большей части аудитории к «историям в картинках» трудно искоренить еще и потому, что по комиксам зачастую снимаются удивительно дурацкие фильмы (см. «Фантастическую четверку», например).

Но за последние годы жанр претерпел ряд серьезных изменений и пережил пару-другую революций. Вот и Том Хиддлстон, сыгравший роль злодея Локи в «Торе» и «Мстителях», не выдержал и написал статью для британской газеты The Guardian, в которой выступил в защиту комиксов. Утонченный английский юноша с хорошим образованием, востребованный шекспировский актер вдруг разродился прочувствованным монологом о том, что комиксы давно перестали быть развлечением для детей и дегенератов. Дополнительное свидетельство того, что примитивные истории в картинках эволюционировали в сложные вербально-визуальные произведения и теперь вполне могут быть нацелены на образованных и тонко чувствующих людей.

Разумеется, и раньше были «комиксы для взрослых», которые принято называть «графическими романами». Уже в середине 80-х оформилась современная эра развития комикса: на сцену вышли мессии субкультуры Фрэнк Миллер («Город грехов», «300 спартанцев») и Алан Мур («Хранители», «V значит вендетта»). И если Миллер жонглировал жанрами и больше внимания уделял форме, то Мур ваял монументальные социально-политические памфлеты. Неудивительно, что фильмы, основанные на их комиксах, получились такими нетрадиционными — большими, неповоротливыми студийными проектами с инди-душком и очень сильной авторской позицией. Ну а затем пришел Кристофер Нолан со своим Бэтменом и соорудил еще одну комикс-революцию, сделав супергероя и его мир излишне реалистичными.

Особняком в комикс-культуре стоят экранизации студии Marvel. Их создатели снимают фильмы о супергероях с драйвом, юмором и гиковским задором. Их ленты чаще всего отталкиваются даже не от произведений, а непосредственно от персонажей. Каждый из них — существо с серьезными проблемами, находка для психоаналитика.

Если не брать во внимание Человека-Паука, который в скором времени должен пережить значительный «ребут», если оставить за скобками Людей Икс, переживших свой «ребут» год назад, остается присмотреться поближе к вселенной Мстителей. Фильм Джосса Уидона, который как раз сейчас рвет на лоскуты (как Халк — неприятеля) мировой кинопрокат, стал сосредоточением всех самых заметных тенденций в современных кинокомиксах. Это все еще шумные блокбастеры со спецэффектами, но теперь в них не стесняются участвовать большие актеры: от Энтони Хопкинса, Майкла Кейна и Томми Ли Джонса до Роберта Дауни-младшего, Майкла Фассбендера и Хита Леджера. За эти экранизации засучив рукава берутся талантливейшие режиссеры — Брайан Сингер, Гильермо дель Торо, Кеннет Брана. И при этом в большинстве случаев они, как и положено, собирают свои сотни миллионов в кинотеатрах всего мира.