Попытка номер пять

Алексей КОЛЕНСКИЙ

03.08.2015

В кинотеатрах премьера пятой, самой занимательной части похождений отбившихся от рук спецагентов — «Миссия невыполнима: Племя изгоев».

Лондонская явка провалена, — догадывается Итан Хант (Том Круз), вдыхая усыпляющий газ. Возвращается из небытия в мрачном каземате под скрип ржавой двери. На пороге — прекрасная незнакомка, вслед за ней вваливаются палачи и приступают к привычным процедурам… Улучив момент, девушка подкидывает истязаемому пленнику ключ от наручников и бросается в бой. Справившись с браслетами, Итан оказывает ей посильную помощь и покидает камеру по указанному Ильзой (Ребекка Фергюсон) пути. «Мы знакомы?» — интересуется Хант на бегу. «Потом, все потом!» — шепчет загадочная спасительница, отказываясь следовать за агентом…

Вырвавшись из западни, Итан пытается связаться с руководством, но не тут-то было: его секретную лавочку только что прикрыли. Бывшие коллеги теперь просиживают штаны в Лэнгли, задержавшиеся «в поле» воины обязаны немедленно вернуться в США. Понимая, что нелегалы будут ликвидированы, Хант тем не менее не спешит на свидание с Дядей Сэмом и пытается взять след едва не прикончивших его убийц. Разматывая клубок, он выходит на след бывших шпионов — изгоев, мобилизованных агентом МИ-6 Лейном (Шон Харрис), создавшим невидимую интернациональную армию под кодовым названием «Синдикат». Пропадающие самолеты, взрывающиеся предприятия, убийства высокопоставленных чиновников — дело его длинных рук…

Выслеживая врага с помощью не усидевших в конторе друзей и ведущей двойную игру Ильзы, герой спасает от покушения австрийского премьер-министра, проникает в спрятанный под турбинами марокканской гидроэлектростанции секретный сервер и похищает разоблачающую организацию Лейна информацию. И тут новая неприятность — флешкой может воспользоваться лишь человек с Даунинг-стрит. Итан Хант идет ва-банк. Берет в заложники главу британского кабинета (Том Холландер) и, поймав на живца лидера «Синдиката», реабилитируется в глазах закрывшего проект «Миссия невыполнима» недоброжелателя — ретивого директора ЦРУ (Алек Болдуин).

Шпионский боевик Кристофера Маккуорри можно счесть сатирой на предыдущие части франшизы, но на самом деле эта штука посильнее «Фауста» Гёте. Автор, разоблачивший «Обычных подозреваемых» и заглянувший за «Грань будущего», достиг той вершины мастерства, откуда мир выглядит как смешная и глупая шутка, а комические неприятности, в которые то и дело вляпываются ничейные агенты, смотрятся как виньетки истории о фатуме и спасении одинокого рыцаря плаща и кинжала.

Нащупав нерв «мессианского» метасюжета, Маккуорри играет на нем, как джазмен на флейте. Акцентов, синкоп, секвенций в «Племени изгоев» не счесть. Вот пролог: на экране зеленеет чисто поле, за ним темнеет лес, в углу надпись: «Минск. Беларусь». Камера поворачивается — в кадре взлетает российский самолет, по крылу ползет Итан Хант.

А вот и развязка — схваченный злодеями компьютерщик, итоновский «санчо панса» Бенджи (Саймон Пегг), превращается в начиненный взрывчаткой процессор. В глазу у обездвиженного коллеги мерцает оптическая линза-видеокамера, в ушах верещат наушники — несчастный «загружает жесткий диск» Ханта инструкциями пользователя Лейна, а тот, спасая друга, стремится перепрограммировать «диалог». С неизменным остроумием режиссер обыгрывает тему двойников — и разделившихся на враждующие банды агентов-изгоев, и лидеров британских шпионов, выглядящих как двуликий Янус: официальный босс — тертой «решкой», неформальный Лейн — ослепительным «орлом»… Столь же эффектны диалоги и погони, когда на головокружительных виражах преследователи и жертвы меняются местами, будто карты, мелькающие в руках шулера.

Все эти фокусы подчеркивают парадоксальную мысль: быть ничейным шпионом — не только почетно, но и ответственно. Сбежав из колоды и затеяв собственную игру, любой валет может выбиться в козыри, но только уместный при любых комбинациях джокер сохранит лицо и сорвет банк.

«Племя изгоев» имеет и злободневный подтекст: противопоставляя одичавших британских шпионов и спасающих мир американских профи, Маккуорри проводит демаркацию политических игроков по линии «мессианства». Покорные слуги Ее Величества мечтают подчинить мир слепой воле Туманного Альбиона, а правильные парни с противоположного берега Атлантики озабочены поисками морально-нравственных оснований каждого «права на убийство». Нерассуждающая, автоматическая преданность норме дает коллегам Итона право на нелегальную экстерриториальную работу, в которой каждый друг может оказаться «вдруг» и сыграть двойную игру; но предать своих — никогда.