Канн 2015: секс, колдуны и Иван Грозный

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

13.05.2015

68‑й Каннский кинофестиваль открывается внеконкурсным показом французской ленты режиссера Эмманюэль Берко «С высоко поднятой головой». Герой — трудный подросток, которого пытается спасти от тюрьмы судья по делам несовершеннолетних.

В роли судьи — Катрин Денёв, а молодого человека сыграл Род Парадо. Дуэт получился неожиданным. Партнером одной из самых гламурных французских актрис выступил юноша, который еще недавно учился на плотника. На съемках Денёв взяла парня под свою опеку и защищала от нападок режиссера, когда у Рода не получалась та или иная сцена.

«В отличие от прошлых лет, мы решили пойти наперекор устоявшимся канонам и начать с ленты, посвященной острым социальным проблемам», — объяснил выбор фильма-открытия генеральный директор фестиваля Тьерри Фремо.

Каннский форум по традиции стремится объединить артхаусное кино с мейнстримом. Удается это не всегда. Фестиваль часто становится ареной конфликта между СМИ и жюри (на сей раз возглавляемого американскими режиссерами — братьями Джоэлом и Итаном Коэн). Журналисты (а их в этом году около 4700) обычно принимают распределение наград в штыки. Особенно, если главные призы уходят румынскому, иранскому или таиландскому фильму.

Схватки не затихают и в самом судейском ареопаге. «Наградите американца — скажут, что вы продались Америке, наградите русского — объявят, что вы коммунист», — в свое время иронизировал Жан Кокто, который дважды возглавлял каннское жюри. Стоит отметить, что ленты-победители — за редким исключением — не пользуются успехом у зрителя.

На сей раз, отсмотрев 1854 фильма, дирекция фестиваля отобрала 77 картин, четверть из которых — французские. «Такого обилия наших лент никогда раньше не было. Это явный перебор, — подчеркивает авторитетный кинокритик Жан-Мишель Фродон. — Подобный подход может только вызвать отторжение среди кинематографистов и навредить репутации фестиваля, претендующего на роль самого большого смотра в мире». Как бы то ни было, Канну приходится выдерживать конкуренцию с Берлином, Москвой, Венецией, Римом, так как хороших фильмов мало, а фестивалей — много.

В конкурсный показ вошли 19 картин, из них пять — опять-таки французские. Особое внимание привлекает лента «Долина любви» Гийома Никлу с Жераром Депардье и Изабель Юппер в главных ролях. История родителей, потерявших сына, который спустя полгода после гибели назначает им свидание в «Долине смерти».

Без лавров наверняка не останутся итальянцы, представленные именитыми мастерами. Наибольшие шансы у «Молодости» Паоло Соррентино — его работы дважды отмечались на каннском смотре. В новой картине два престарелых творца — режиссер Мик и композитор Фред — на альпийском курорте встречают прекрасную юную деву, Мисс Вселенная. В фильме снялась целая плеяда звезд — Майкл Кейн, Харви Кейтель, Джейн Фонда.

К фаворитам критики причисляют и картину другого итальянца, Маттео Гарроне, «Сказка сказок» — адаптацию книги Джамбаттисты Базиле «Пентамерон», написанной в начале XVII века. Перед нами мир монархов, колдунов, монстров и фей. Королеву сыграла Сальма Хайек, а короля-либертена — Венсан Кассель. Маттео Гарроне — один из любимцев фестиваля. В 2008 году «Гран-при» удостоилась его лента «Гоморра», а в 2012‑м — «Реальность». Среди каннских ветеранов еще один итальянец — Нанни Моретти, который привез семейную драму «Моя мама».

Критики с любопытством ожидают фильм «Громче, чем бомбы» норвежца Йоакима Триера. Роль военного фотокорреспондента играет Изабель Юппер.

Эмманюэль Берко поучаствует в конкурсной программе в качестве актрисы в картине «Мой король» своей соотечественницы Майвенн Ле Беско.

Восточную Европу представляет венгр Ласло Немеш с дебютной лентой «Сын Саула». По признанию Тьерри Фремо, фильм может спровоцировать бурную полемику. Главный герой — еврей, которого нацисты заставили работать в эсэсовской зондеркоманде в Освенциме.

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» 2003 года американец Гас Ван Сент покажет «Море деревьев». Главный герой в исполнении Мэттью Макконахи отправляется в «Лес самоубийц», чтобы покончить с собой у подножья горы Фудзияма. Там он встречает японца (Кен Ватанабе), который также хочет свести счеты с жизнью.

Другой представитель Штатов Тодд Хейнс представит фильм «Кэрол» с Кейт Бланшетт в заглавной роли. Сюжет — лесбийская любовь в пуританской Америке начала 50‑х годов.

Интригует новая экранизация «Макбета» австралийцем Джастином Курзелем. В заглавной роли Майкл Фассбендер. Леди Макбет сыграла едва ли не самая востребованная французская актриса, оскароносная Марион Котийяр.

Азиатский кинематограф представляют китаец Цзя Чжанкэ с фильмом «И горы сдвигаются с места», японец Хирокадзу Корээда с картиной «Наша младшая сестра», тайванец Хоу Сяосянь — с «Убийцей». Латинскую Америку защищает 35-летний мексиканец Мишель Франко с драмой «Хроники». 

В одну из программ фестиваля вошла лента француза Робера Гедигяна «История безумца» — об армянском геноциде. Появится и постоянный гость Канна Вуди Аллен с внеконкурсной трагикомедией «Иррациональный человек» — о романе университетского профессора со своей студенткой.

Кинозвезда Натали Портман дебютирует в Канне в качестве режиссера. Вне конкурса покажут ее экранизацию автобиографического романа Амоса Оза «Повесть о любви и тьме».

Российское кино можно увидеть в молодежной программе киношкол «Синефондасьон». Мария Гуськова (Высшие курсы сценаристов и режиссеров) продемонстрирует «Возвращение Эркина», а Максим Шавкин (Московская школа нового кино) — «14 шагов».

«Каннская классика» представляет «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова. Компанию им составят ленты Орсона Уэллса (к столетию со дня рождения классика), а также Луи Люмьера, Акиры Куросавы, Стивена Спилберга, Коста-Гавраса, Ива Робера. Впервые покажут и полную, отреставрированную версию шедевра Лукино Висконти «Рокко и его братья». Правда, пока неизвестно, приедет ли в Канн Ален Делон, сыгравший в картине заглавную роль.

Публику познакомят с очередным сиквелом блокбастера Джорджа Миллера «Безумный Макс: дорога ярости» с Шарлиз Терон, а также мультфильмом Марка Осборна «Маленький принц» по мотивам знаменитой книги Антуана де Сент-Экзюпери.

Как известно, для успеха фестиваля нужны не только хорошие картины и мегазвезды на Круазетт, но и резонансный скандал. На сей раз обеспечить его должен фильм франко-аргентинского режиссера Гаспара Ноэ «Love», снятый в 3D. В 2002 году Ноэ уже «прогремел» в Канне, шокировав публику откровенными сценами насилия в «Необратимости» с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем. В этот раз Ноэ намерен удивить Канн новой работой, которую уже называют самой откровенной картиной за всю историю фестиваля. В постельных сценах никаких табу — «все как в жизни, только интереснее и красивее». В интернете можно без труда найти несколько постеров «Love» абсолютно порнографического замеса. Однако автор утверждает: его творение не более чем эстетическая эротика. «Мой фильм, — обещает Ноэ, — у женщин вызовет слезы, а у мужчин — эрекцию».


Катрин Денёв: «Поздно становиться серьезной дамой»

На протяжении полувека Катрин Денёв тесно связана с Канном. На сей раз вместе с Жераром Депардье она станет одной из главных звезд фестиваля.

Денёв был всего 21 год, когда «Шербурские зонтики» Жака Деми получили «Золотую пальмовую ветвь». В дальнейшем в Каннскую программу попадали многие ее ленты, а сама звезда входила в состав жюри и в 2008 году была удостоена почетной «Пальмовой ветви».

«Я не очень-то люблю награды, — заявила актриса накануне открытия нынешнего смотра. — Они могут доставить удовольствие на какой-то короткий момент, но как актер лучше от этого ты не становишься».

Со смешанными чувствами Денёв вспоминает и свое участие в жюри 1994 года под председательством режиссера Клинта Иствуда: «Общаться было трудно, поскольку не все говорили по-английски. Встречались недостаточно часто. Обсуждения свелись к минимуму. Решение о присуждении главного приза (его получил Квентин Тарантино за «Криминальное чтиво». — «Культура») принималось слишком поспешно». Напомним, что главным соперником Тарантино был тогда Никита Михалков с «Утомленными солнцем», и признание мадемуазель Денёв проливает свет на интригу вокруг российской картины.

«Мою карьеру во многом определило авторское кино (Денёв снималась у Бунюэля, Трюффо, Полански, фон Триера, Озона. — «Культура»). Но я охотно иду на риск и порой принимаю самые неожиданные предложения. В любом случае, кино — это лотерея. Никогда заранее не знаешь, будет ли пользоваться успехом тот или иной фильм».

«Думаю, в 20 лет я любила кино значительно меньше, чем сейчас. Тогда я слишком мало о нем знала. С годами приходит творческая мудрость. Мой внук (18-летний сын ее дочери Кьяры Мастроянни. — «Культура») хочет стать режиссером. «Тебе повезло, — говорю ему я. — Ты еще увидишь столько шедевров!»

«Я по-прежнему много читаю, слежу за новинками. Обожаю заниматься садом. И в моем возрасте порой веду себя легкомысленно. Становиться серьезной дамой слишком поздно. Об этом надо было думать раньше».

«У меня хорошие гены. Моей маме 104 года, и, смотря на нее, я иначе отношусь к старости. Правда, не думаю, что проживу столько же. Слишком много курю. Меня мама за это всю жизнь ругает».