Фреддистский подтекст

Денис БОЧАРОВ

14.03.2019

Российская история группы Queen получила весьма достойное и любопытное продолжение. Быть может, дело в том, что фильм «Богемская рапсодия», вопреки опасениям и изначальному скептицизму, оказался весьма удачным, а исполнитель главной роли Рами Малек получил «Оскара», или же просто к детищу Меркьюри у нас всегда относились с уважением, но буквально в течение пары недель на полки отечественных книжных магазинов легли сразу две монографии, посвященные фронтмену одного из ярчайших мировых рок-феноменов.

Фигура Фредди Меркьюри постепенно, но неуклонно, по уровню народной любви, степени идолопоклонничества и масштабу личности, становится в один ряд с такими мастодонтами популярной музыкальной культуры, как Элвис, Джон Леннон и Джим Моррисон. Дефицита информации об артистах не наблюдается, более того — количество посвященных им страниц идет уже не на сотни тысяч, а на миллионы.

В ситуации, когда целевой аудитории известны все мельчайшие подробности жизни и творчества кумиров, новым авторам — писателям, журналистам, редакторам — становится все труднее удивлять публику. Конечно, убежденные рок-библиофилы и преданные фанаты проглотят любое свежее издание в красивом фантике, даже не особо заботясь о качестве начинки . Но рассчитывать исключительно на такую категорию потребителей — значит проявлять верх непрофессионализма. Нельзя же в сотый раз пересказывать одну и ту же историю и за неимением фантазии приправлять повествование «желтизной».

Вот и приходится авторам постоянно выискивать «новые повороты». Возможно, в отношении Фредди Меркьюри наш читатель не столь искушен, как западный, но и новичком его не назовешь. В России выходило немало работ о Queen — как фэнзинно-самиздатовского качества, так и весьма достойных.

Книга известной британской журналистки Лесли Энн-Джонс, бесхитростно и по-деловому названная «Queen. Фредди Меркьюри: биография» (издательство «АСТ»), эту задачу решает лишь отчасти. Впервые данная работа была издана на языке оригинала в 2011 году и представляла собой довольно крепкую, добросовестно поведанную историю, хотя и не изобилующую сногсшибательными подробностями. Общее представление о знаменитом британском квартете, равно как и об их вокалисте, у людей, знакомых с «королевской» биографией, не перевернется. И в этом смысле монографию Энн-Джонс можно рекомендовать прежде всего тем, кто только недавно открыл для себя имя Фредди Меркьюри — например, после просмотра той же «Богемской рапсодии».

Но есть у книги и одно бесспорное достоинство, которое оценят и знатоки: журналистка была лично знакома с главным героем, интервьюировала его, равно как и многих из его ближайшего окружения. А повествование, изрядно подкрепленное воспоминаниями «из первых уст», как известно, обладает особенной ценностью. К тому же автор предельно корректен в отношении известных сторон биографии Меркьюри — никаких вольностей и сомнительных предположений себе не позволяет. Напротив, в каждой строчке сквозит уважение к певцу именно как к творческой личности. Only business, как говорится, и это правильно.

Что же касается другой книги, «The Show Must Go On. Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри» (издательство «Эксмо»), то это относительный «свежачок» — впервые монография опубликована в Великобритании менее трех лет назад. Но главная ценность издания заключается в том, что здесь найден особый поворот. Авторы Мэтт Ричардс и Марк Лэнгторн предлагают проследить жизнь Фредди на фоне того, как поразивший его СПИД набирал смертоносные обороты. И это действительно любопытный ход, поскольку Меркьюри является самой известной жертвой этой страшной болезни. А значит, тема злободневности не исчерпала.

Повествование ведется «в шахматном порядке»: главы, посвященные Фредди и его коллегам, перемежаются рассказом о чуме ХХ века. То есть, сообщая читателю, что артист делал, условно говоря, в начале 1980-х, авторы параллельно сообщают, на каком этапе находилось в данный момент заболевание, уносившее по мере своего развития все больше и больше жизней.

На самом деле, местами «The Show Must Go On» (в оригинале «Somebody To Love») — довольно жуткая книга, метящая сразу в двух зайцев. С ней небезынтересно будет ознакомиться не только поклонникам Queen, но и тем, кто еще помнит те недалекие, в исторической ретроспективе, времена, когда эта ужасная аббревиатура была у всех на устах, а слова «СПИД» и «смерть» означали примерно одно и то же.

Не то чтобы страшный недуг был побежден, однако, согласитесь, сегодня о нем говорится гораздо меньше, чем это было в 80–90-х годах. И авторы книги не в последнюю очередь связывают сей феномен именно с кончиной Меркьюри. Шок от преждевременного (к тому же довольно резкого — ведь Фредди до последних часов жизни не объявлял, что смертельно болен) ухода неподражаемого и обожаемого артиста был настолько велик, что на проблему СПИДа обратили пристальное внимание во всем мире — на политическом, общественном и культурологическом уровнях. «Фактически Фредди, умерев, сделал больше для борьбы против СПИДа, чем большинство правительств мира, вместе взятых» — к такому выводу приходят Ричардс и Лэнгторн, и с этой мыслью можно согласиться...