Гюго идет с молотка

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

02.03.2012

Аукционный дом Christie’s готовится отметить 210-летие со дня рождения Виктора Гюго беспрецедентной распродажей его так называемой коллекции — документов, писем, картин, рисунков, фотографий, книг, мебели и других личных вещей, которые принадлежали великому писателю и его потомкам.

Нынешние наследники династии Гюго решили пустить с молотка семейные реликвии, которые, по прикидкам экспертов, принесут им около миллиона евро. Наибольший интерес вызывают полсотни рисунков от автора «Собора Парижской Богоматери», который был к тому же превосходным художником и фотографом. Продадут и пылкое любовное послание Виктора Гюго к его будущей жене Адель Фуше, написанное между 1819 и 1822 годами. В браке с Адель родились пятеро детей.

Этот интимный документ является особым раритетом, так как почти вся переписка Гюго хранится в архивах Национальной библиотеки Франции. Там же находится и большинство рукописей классика, которые он завещал своему отечеству. Зато потомки решили выставить на торги монументальный шкаф, в котором долгие годы пребывали эти манускрипты. Пока многоуважаемый шкаф оценен всего в 3000–5000 евро.

Исключительную ценность представляет и картина «Искушение Святого Антония» неизвестного голландского художники XVI века, последователя Иеронима Босха. Это полотно находилось в доме писателя, где он провел годы изгнания, — на острове Гернси в проливе Ла-Манш.

На аукционе, который пройдет в Париже 4 апреля, также будут распроданы вещи и документы, принадлежавшие трем поколениям Гюго: его старшему сыну Шарлю (1826–1871), который оставил множество фотографий своего отца; внуку Жоржу (1868–1925), писателю и художнику, и правнуку — живописцу Жану Гюго (1894–1984).

Такая распродажа «национального достояния» вызывает недоумение у местной общественности. В конце концов, подобно Пушкину, Гюго — это французское «все». На парижской площади Вогезов есть Дом-музей Виктора Гюго, кстати, на удивление скромный. Однако ни городские власти, ни Министерство культуры пока не проявили намерения приобрести уникальные вещи, которые могли бы пополнить музейное собрание или архивы. Вероятно, «коллекция Гюго» разойдется по частным рукам.