Мартон Дьёндьёши: «Часто общаясь с Орбаном, Путин доказывает слабость Запада»

Дарья АНДРЕЕВА

22.03.2017

Венгрия — одно из государств, вынужденных постоянно балансировать между Западом и Россией. О том, как мировые процессы отражаются на его стране, «Культуре» рассказал популярный политик, заместитель председателя комитета по международным делам в Государственном собрании Мартон Дьёндьёши, партию «Йоббик» («За лучшую Венгрию»).

культура: В феврале состоялся визит Владимира Путина в Будапешт. Ваша страна считается едва ли не самым дружественным нашим партнером внутри ЕС. Для Венгрии это стратегическое преимущество или тяжкое бремя? 
Дьёндьёши: Я очень рад, что премьер-министр Виктор Орбан сменил свою яростную антипутинскую позицию после того, как снова пришел к власти в 2010-м. Вспоминая его выражения в ходе грузино-осетинского конфликта или отнюдь не промосковскую оценку газопроводов «Южный поток» и Nabucco, можно сказать, что человек совершил разворот на 180 градусов. В этом весь господин Орбан. Но пророссийская ориентация, безусловно, отвечает интересам нашего народа. Венгрия — маленькая страна между Западом и Востоком, и мы не можем позволить себе недопонимания с большими соседями. Наше благополучие зависит от сбалансированных добрых отношений со всеми мировыми державами, особенно с Россией, Турцией, Германией. Убежден, что открытость в общении с Москвой станет стратегическим преимуществом в будущем, даже если сейчас это кажется нелегким выбором, учитывая то количество проблем, которое он приносит.

культура: Как Венгрии удается сохранять самостоятельную позицию, будучи членом ЕС и НАТО?
Дьёндьёши: Думаю, лояльность Орбана несколько переоценена в России. Взаимные визиты двух лидеров служат прагматичным политическим целям: Орбан демонстрирует электорату свою независимость от Брюсселя, в то время как Путин доказывает тем самым слабость Запада и Европейского союза. Между тем, если вывести за скобки тактические мотивы, реальность видится не в столь радужном свете. За несколько последних лет объем двусторонней торговли серьезно сократился из-за недальновидных и контрпродуктивных экономических санкций, введенных Евросоюзом. Как мы помним, каждое государство — член ЕС, включая правительство Орбана, их поддержало. Поэтому просто возмутительно, что господин премьер показывает пальцем на Брюссель, возлагая исключительно на евробюрократов вину за санкции, резолюцию о принятии которых он собственноручно подписал. Наша партия, единственная в Венгрии, последовательно критиковала антироссийские шаги с самого начала.

культура: В 2014-м «Йоббик» стал третьей парламентской силой страны, хотя не так давно вас считали политическими маргиналами. Каковы планы?
Дьёндьёши: Согласно свежим опросам, «Йоббик» занимает второе место по популярности, что делает нас прямыми конкурентами партии Орбана ФИДЕС — Венгерский гражданский союз на предстоящих в следующем году выборах. Цель предельно ясна — победить. Полагаю, есть две составляющие нашего успеха. Во-первых, люди сыты по горло коррумпированной политической элитой, которую представляют ФИДЕС и социалисты. Во-вторых, «Йоббик» откровенно, без каких-либо табу апеллирует к реальным проблемам населения, работает в новом стиле, объединяющем профессионализм и ежедневное прямое взаимодействие с народом.

культура: Вас иногда характеризуют как крайне правую, радикальную, даже неонацистскую партию. Как относитесь к таким ярлыкам?
Дьёндьёши: К сожалению, общественное мнение до сих пор находится под контролем мейнстримных медиа — и внутри страны, и на международном уровне. Эти СМИ помогают элите удерживать власть, а та финансирует их и оказывает протекцию. Каждой политической силе, противопоставляющей себя глобальному истеблишменту в любом уголке мира — будь то Трамп в США, UKIP в Великобритании, «Альтернатива для Германии» в ФРГ или «Йоббик» в Венгрии, — приходится сталкиваться с ангажированными изданиями, с мощными кампаниями по очернению. Тем не менее я оптимист — хоть и медленно, но ситуация меняется.

культура: Известно, что в некоторых венгерских городках отряды активистов занимаются отловом незаконных мигрантов. Как Вы смотрите на проявление подобной гражданской активности? 
Дьёндьёши: Нелегальная миграция представляет собой реальную угрозу, поскольку у нас самая протяженная в Шенгенской зоне общая граница с Балканами. Несколько лет назад государство упразднило службу пограничного контроля, и сегодня за рубежами присматривает полиция. Очевидно, что она не способна решать проблему эффективно. Именно поэтому гражданские волонтеры оказывают посильную помощь. Эта действующая на законных основаниях организация дополняет усилия властей. Что касается антимигрантских настроений, то такова общевенгерская точка зрения. На референдуме в октябре 2016-го более 90 процентов жителей голосовали против квот для переселенцев. И это объяснимо: мы не постколониальная страна, сотни лет проведшая в условиях мультикультурализма. В Центральной Европе мы живем в монокультурных обществах и, глядя на печальный опыт Запада, понимаем — альтернативы этому нет. 

культура: Вы однажды заявили, что нужно провести референдум о выходе из Евросоюза, если Брюссель не учтет интересов Будапешта по ситуации с беженцами. Как смотрите на будущее ЕС сегодня, видите ли целесообразность пребывания в нем?
Дьёндьёши: Увы, Венгрия стала слишком зависима от Европейского союза в экономическом плане. Однако сохранять членство в любом сообществе имеет смысл до тех пор, пока суверенитету нации оказывается должное уважение. В последние годы мы испытываем все большее вмешательство в наши внутренние дела со стороны еврочиновников, которых, кстати, никто не выбирал. Эта диктаторская тенденция неприемлема. Но все же я вижу перемены благодаря подъему нового политического класса во всей Европе, вне зависимости от идеологии очень критически относящегося к стремлению ЕС все контролировать. Члены «Йоббика» уверены, что потребуется несколько лет, дабы на континенте произошел сдвиг парадигмы. 

культура: Ваша партия поддержала воссоединение Крыма с Россией и самоопределение Луганска и Донецка. Вы посещали Донбасс. Можно ли рассчитывать на позитивное разрешение украинского кризиса?
Дьёндьёши: Запад после распада СССР использовал темные годы ельцинской эпохи, чтобы расширить сферу влияния на восток при помощи обещаний евроинтеграции и членства в НАТО. В итоге с первых лет независимости перед народом Украины стоял выбор между прозападными и пророссийскими лидерами, но не было фигур, нацеленных на создание страны, развивающей нормальные и сбалансированные отношения с Москвой и Вашингтоном. Эскалация последнего конфликта закономерна — когда Янукович был свергнут, проамериканские, агрессивные и шовинистические силы захватили Киев, и ад вырвался наружу. Вполне понятно, почему Россия предприняла шаги, чтобы защитить соотечественников в Крыму и на Украине. Каждая нация, располагающая военной мощью, поступит таким же образом. Однако на текущий момент я не вижу выхода из ситуации в Донбассе, наиболее вероятно дальнейшее продолжение нестабильности, то есть очередной замороженный геополитический конфликт. Очень досадно.

культура: Вашей партии приписывают желание присоединить Закарпатье к Венгрии. Поясните, пожалуйста.
Дьёндьёши: Мы никогда не выступали за возвращение Закарпатья. Хотя оно и являлось венгерской территорией на протяжении тысячи с лишним лет. У нас нет ни военных, ни дипломатических, ни экономических средств, к тому же это не решение проблемы. «Йоббик» — за автономию для Закарпатья в составе федерации. Думаем, учитывая сложные этнические разногласия, децентрализация Украины остается единственным правильным шагом.

культура: Каковы Ваши прогнозы относительно Трампа, ставшего надеждой для консерваторов, в том числе в России и Европе?
Дьёндьёши: Есть лишь одна вещь, в которой я уверен на данном этапе: победа Хиллари Клинтон была бы катастрофой для Венгрии и всего остального мира. Что касается Трампа, то еще рано делать выводы. В настоящее время истеблишмент ЕС находится в плохих отношениях с новой администрацией США, эта напряженность уже ощущается. Но все может быстро измениться, если существующие тенденции сохранятся и прогрессивные партии возьмут верх. Нам остается ждать и наблюдать. В целом я настроен оптимистично, полагаю, что Россия, ЕС и США выйдут на новый курс.

культура: Сейчас много говорят об «альтернативных правых». Близки ли Вам их взгляды, заинтересованы ли Вы в налаживании контактов с ними не только на континенте, но и за океаном?
Дьёндьёши: Движение alt-right развивается в цивилизации и культуре, фундаментально отличающейся от центральноевропейского менталитета. Отрадно видеть его подъем в среде, одержимой избыточной политической корректностью, мультикультурализмом и глобализмом. Это своевременный и адекватный ответ. И, конечно, мы намерены сотрудничать как в Европе, так и в Америке, даже если наши позиции не полностью совпадают. Нужно объединять все здоровые силы, чтобы противостоять деструктивному либерализму.