При слове «балет» хватайтесь за револьвер

Елена ФЕДОРЕНКО

29.03.2013

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показал балет «Майерлинг».

Непростое для русского уха слово «Майерлинг» (о фильме с Омаром Шарифом и Катрин Денев новые поколения и не помнят) — не что иное, как название охотничьего замка, омытого кровавым преданием.

В конце XIX века там были обнаружены тела кронпринца Австро-Венгрии Рудольфа и его 17-летней возлюбленной, баронессы Марии Вечера. О том, что случилось доподлинно, история умалчивает, но вот живет и переживает времена легенда о двойном самоубийстве. Скандал в благородном императорском семействе Габсбургов списали именно на него.

Классик английского балета Кеннет Макмиллан увлекся этим сюжетом не на шутку, изучил биографию Рудольфа и его семьи, сумел не увязнуть в паутине замысловатых интриг и в 1978 году поставил балет «Майерлинг» для Ковент-Гарден. Макмиллан не только любил и умел сочинять долгие, трехактные (с прологом и эпилогом) балеты на темы, вроде бы балету противопоказанные, но и досконально продумывал детали и подробности. Нравы и поступки каждого персонажа густонаселенного драмбалета им освоены досконально. Разобраться в хитросплетениях сюжета по предъявленному на сцене нет никакой возможности. Лучше всего заранее познакомиться с либретто, чтобы спектакль не превратился в неразрешимый пазл. Иначе можно запутаться в действующих лицах, среди которых император Австро-Венгрии Франц-Иосиф (отец Рудольфа) и его любовница, императрица и ее поклонник, венгры-заговорщики, кучер — наперсник принца, придворные дамы, «население» борделя, премьер-министр etc. Но даже если освоить поименный список длиной в без малого три десятка персонажей, то до того, что ими обсуждается «текущая» ситуация в Венгрии, понимание едва ли дойдет.

Путаным сюжетом кровавой мелодрамы не стоило бы морочить современную публику (платье сшито не по российским меркам, да и фасон устарел), если бы балетный «конспект по истории» под нарезку из произведений Ференца Листа (любопытно, что композитор не только жил в ту эпоху, но и лично знал прототипов драмы) не «записывал» главный герой. Рудольфа танцует Сергей Полунин, наделавший шума своим уходом из Ковент-Гарден. Так и хочется написать — кому как не ему, самому молодому экс-премьеру лондонского театра, известен эмоционально внятный английский стиль. Но не в этом дело. И даже не в семи дуэтах головоломной сложности с невероятно виртуозными поддержками. 23-летний танцовщик оказался актером с гибкой подвижной психикой, он берет роль не мастерством перевоплощения, а интуицией, без которой Театр с большой буквы задыхается и чахнет. Чтобы не зачахнуть совсем, нет-нет, да и рождаются полунины. Про таких говорят: «Органичен, как кошка». Так и есть. Рудольф Полунина обречен на страшную гибель с первого мига, его будущее предначертано неврастеническим складом характера, дефицитом материнской любви, деспотизмом отца, тюремными стенами дворца. Алкоголь и наркотики лишь ускоряют механизм, заложенный при рождении. Принц Полунина не теряется среди роскоши старинных интерьеров и пышных костюмов с диадемами, аксельбантами, турнюрами. Его невозможно осуждать, когда он приставляет дуло к виску или нацеливает шприц в вену. Его спутники — череп и револьвер, им — внимание, к ним — участие.

Какое бы количество персонажей на сцене ни плело вязкую и мрачноватую интригу, следить хочется за невероятно обаятельным принцем. Жалеть, негодовать, переживать. Его дикарские выходки в первую брачную ночь с навязанной в жены и ненавистной принцессой Стефанией (героиня Анастасии Лименько тонко реагирует на перепады настроений супруга) пугают. Ужасает та страсть, с какой он уговаривает свою любовницу Митци (сверкающий образ Оксаны Кардаш) разделить с ним встречу со смертью. Зато в сцене первого свидания с Марией (Анна Оль), готовой пойти с Рудольфом на гибель — отчаянную и самовольную, он почти беззащитен. Виртуозный дуэт прощания с жизнью перед самоубийством они ведут неистово, ясно и горько. Смерть уготована судьбой. Труппа с радостью танцует «Майерлинга», словно благодарит хореографа за продуманность каждого характера.