Праздник, который всегда с тобой?

PRO&CONTRA

21.01.2019

В Совете Федерации изучают возможность сокращения продолжительности новогодних каникул. Рассматриваются разные варианты реформы: скажем, один из них — ​разрешить работодателям самостоятельно определять количество выходных дней.

На самом деле, эта дискуссия достаточно давняя. Входит ли она в завершающую стадию? Одни, пусть и с оговорками, считают, что зимние праздники надо урезать, другие с ними категорически не согласны.


Отдохнем на пенсии

Сермяжная правда в словах о том, что мы слишком долго гуляем новогодние праздники, безусловно, есть. Почти полмесяца страна пребывает в подвешенном состоянии между шампанским и оливье. Впрочем, если кому и адресовать претензии по данному поводу, то скорее не нам, грешным, а тем, кто новогодние коллизии создавал.

Еще в XVI веке папа римский Григорий  XIII «святейшей» волей навязал Европе свой календарь. В России его, правда, поначалу не приняли. Позднее царь-западник Петр Первый перенес Новый год на 1 января, хотя со времен крещения Руси тот считался по-византийски, с сентября. Наконец, большевики, декретом СНК от 26 января 1918 года, ввели новый стиль, то есть григорианский календарь. Русская православная церковь между тем ни на какие компромиссы не шла, продолжала и продолжает жить по юлианскому летоисчислению.

Что получилось в итоге? В Европе рождественская неделя, начинающаяся 25 декабря, 1-м января уже заканчивается, а мы только накануне садимся за стол. Хотя по православным канонам должны бы вытерпеть еще семь суток рождественского поста. Лишь по наступлении 7-го числа начинаются святки, когда церковь разрешает пить и наедаться, а 13 января приходит и Старый Новый год. Получается, де-факто гуляем мы две недели: первую — ​как граждане РФ, вторую — ​как люди православной культуры. Но, повторюсь, не мы всё это придумали. Благодаря, так сказать, совместным усилиям предков, Россия оказалась с двумя праздничными неделями вместо одной и может отметить Новый год дважды, чего, к примеру, те же западные европейцы понять не в состоянии.

Казалось бы, много мы отдыхаем. А вот и нет. По данным ОЭСР, официально россияне в среднем трудятся 1980 часов в году. То есть каждый среднестатистический гражданин отработал по 8 часов 247 дней без отпуска и выходных. Реально же за счет постоянных сверхурочных, произвола работодателей и сокращения отпусков выходит куда больше. В государствах, называемых «развитыми», люди пашут куда меньше нашего. К примеру, в Нидерландах трудовая неделя длится 27, во Франции — ​35, а в Германии — ​38 часов. Так что рассказы о лени и склонности соотечественников к праздности — ​это, скорее, из области мифов о России. Другое дело, что зимний отдых, спрессованный в двухнедельные каникулы, действительно негативно сказывается на экономике страны и зачастую не приносит никакой пользы организму. Ведь за новогодние праздники сограждане порой не просто нарушают пост, но и, откровенно говоря, излишествуют: переедают, перепивают, перележивают — ​тут нет ничего хорошего ни для психики, ни для тела. Психологи, кстати сказать, давно бьют тревогу относительно «синдрома хронической усталости» — ​нервного заболевания, при котором усталость не исчезает даже после длительного отдыха, зато появляются апатия, депрессия, неоправданная агрессивность и даже частичная амнезия. Задавленные бездельем сограждане во время каникул не находят себе места, бубнят на домашних, пропадают у телевизора. Здесь, впрочем, стоит и немного порадоваться: очевидно, что для многих из нас, с нетерпением ожидающих окончания затянувшегося безделья, работа не только каждодневный труд, но и радость, и самореализация, без которой быстро становится скучно и грустно. Не зря есть народная пословица: «Бестолковый отдых утомляет хуже работы».

Так что с двухнедельным всероссийским загулом, определенно, делать что-то нужно. Но аккуратно и разумно, с опорой на серьезную науку, дабы просчитать все последствия. А не уподобляясь тем нашим предкам, благодаря которым и приходится нынешним правителям России ломать голову: как теперь новогоднюю ситуацию расхлебывать? Чтобы и работалось, и отдыхалось.


Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»



Отпуск в январе

Вновь активизировавшиеся разговоры — ​на данную тему много кто уже выступал — ​о вреде слишком длинных новогодних каникул ничего, кроме недоумения, не вызывают. Это, знаете ли, как в том несколько скабрезном анекдоте: нужно сначала разобраться, «кому именно нехорошо». А то «странные вы все-таки люди, Петровы: она говорит — ​хорошо, ты — ​нехорошо». Тут ведь главный вопрос звучит так: а кому именно «много отдыхать вредно»?

К сожалению, у некоторых в нашей стране бытует довольно странное, если не сказать постыдное, мнение, будто в выходные и праздники граждане занимаются исключительно тем, что празднуют и выпивают.

Но это не совсем так. Кто-то, извините за советский канцелярит, «повышает культурный уровень»: не верите, поинтересуйтесь билетами в музеи и театры. Кто-то занимается спортом: даже Владимир Путин, со всей своей занятостью, любит в хоккей поиграть, и народ его за это уважает. Кто-то путешествует: например, в Милан и Ниццу, но многим интересен и Ярославль. Кто-то книжки читает, выбравшись за город и укутавшись в плед перед печкой или камином. И уж точно очень и очень многие наконец-то выкраивают время обстоятельно и вдумчиво заняться семьями и детьми. Словом, людям есть что делать в праздники, и большая их продолжительность — ​только в плюс, запланировать можно немало.

А те, кто, простите, выпивать любит, они и в будни этим займутся. Те же, кто особо не пьет, в праздники полезными делами заняты. Вот, кстати, и последние рейтинги показывают, что в России меньше стали потреблять алкоголя. Скажете, потенциальное сокращение числа праздничных выходных — ​это для госбюджета существенный плюс? Тогда надо вспомнить вот что.

Можно до бесконечности спорить, насколько хорош или плох был пресловутый «сталинский режим», но вряд ли кто не согласится с тем, что он оказался фантастически эффективным с точки зрения экономики. Цифры в открытом доступе, им особо не возразишь: темпы — ​просто ударные. Да и «было время — ​цены снижали». Опять же можно долго, конечно, разговаривать, какими жертвами и какой ценой это достигалось. Но влезать в данный спор сейчас несколько неуместно, а вот с тем, что экономика была и многоукладна, и эффективна, дискутировать трудно.

Это я к тому, что сталинский режим при всех своих ударных темпах неуклонно снижал количество рабочих часов в неделю и увеличивал количество выходных дней. Более того, вождю мечталось и о такой цели, как пятичасовой рабочий день. Сам он говорил так, дословно: «Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до шести, а потом и до пяти часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления».

То есть важным видели не только труд, но и, скажем так, гармоничное развитие личности. Причем защита социальных прав трудящихся касалась не только госсектора, но и частника тоже. И адскому по своей нечеловеческой эффективности сталинскому развитию экономики это ничуть не мешало.

Так что дело не в обеднении экономики. Тут другой вопрос: у нас, собственно, государство для кого или для чего? Долгое преобладание экономического детерминизма, заложенного в 90-е адептами свободного рынка с их «государство должно обслуживать бизнес», не дало выдающихся результатов. Более того, на сегодня оно явно несколько устарело. И глубоко диссонирует с современным понятием социального, как записано в Конституции, государства — ​того, что для человека, и об этом нам регулярно напоминает президент. И вот к такому государству надо стремиться. В том числе в вопросах отдыха и досуга граждан.


Дмитрий ЛЕКУХ, писатель




Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции