Примерь на себя

Владимир МАМОНТОВ, журналист

08.01.2019

Смешная история произошла в селе Алчедат под Кемерово. После урагана Светлана Пацуло нашла птицу-подростка с подшибленным крылом и большим клювом. Пожалела. Принесла домой. Птенец ел плохо, пока Светлана не надумала сунуть ему мойву. Долгоклюв встрепенулся — ​и к концу недели сметал по ведру рыбы в день. Оклемался, порозовел. И стал расти.

Светлана позвонила в институт, орнитологам, поскольку она не миллионерша какая, но и выставить птичку на волю не решалась. Орнитологи приехали, ахнули, это оказался страшно редкий краснокнижный розовый пеликан. Со всеми предосторожностями ученые забрали птичку к себе. Долго решали: держать пеликана до следующего сезона на казенных харчах или отпустить догонять стаю?

Я не знаю, чего они решили, они ученые, им видней. Я рад, что встретилась пеликану сердобольная Светлана. Не всем людям так везет.

Вот человеческому птенцу, краснокнижной (а бывают другие?) пятилетней девочке из Серпухова, которая почему-то выпала из поля зрения родителей и ушла под воду на дно бассейна, повезло. Это уже совсем не смешная история. И была бы куда печальнее, если бы не ряд обстоятельств. Первое: рядом находился глазастый девятилетний мальчик Родион Воронов. Он умел плавать и нырять, заметил девочку на дне — ​она лежала без движения. Поднял на поверхность, где девочку откачали родители Родиона — ​они умели это делать и делали семь минут, пока не приехали спасатели. К тому времени девочка уже дышала и плакала — ​на радость окружающим, ну и родителям, наверное. О роли последних наша передовая журналистика пишет как-то глухо. Ясно одно: разные бывают родители. По ответственности. По навыкам. По чуткости.

Не все понятно насчет родительской роли в истории с Максимом Богданом из Рязанской области. Этот восьмилетний мальчик спас из огня своих младших братишку и трех сестренок. Ну, и так совпало, что с семьей украинских беженцев получил российское гражданство и новую квартиру. А бонусом — ​награду от Совета Федерации, который поощряет детей-героев. Там таких за последние пять лет насчитали — ​внимание — ​двести пятьдесят. Арифметически говоря, мы имеем на круг по пятьдесят детских подвигов в год. У меня вопрос: а вы много про это слышали, покуда не дочитали до этого абзаца?

Тут, разумеется, раздастся строгий голос, который напомнит, что за каждым подвигом стоит чье-то разгильдяйство. Это да. Напомнить нелишне. Но почему мне со всех экранов и страниц каждый день рассказывают о том, как разорили, пустили по миру, бросили, забыли, подставили, не уследили, а когда я захочу узнать, есть ли в мире еще доброта, человечность и мужество, мне придется самому весь интернет перелопатить?

И я найду там историю Рашида Тумгоева, маленького джигита, вытащившего детей из дома, накрытого через мгновение селевым потоком. Александра и Елены Ревуновых — ​они «удочерили» чужую обессилевшую бабушку, с которой долго жили по соседству. Или отца Алексия из поселка Тургояк Челябинской области, который венчал пару, а жених возьми и упади, сердце остановилось. За плечами у батюшки была служба в милиции, кое-что усвоил накрепко и непрямым массажем сердце жениху завел. Убедившись, что тот дышит, батюшка окропил парня святой водой для закрепления эффекта — ​и сообщил окружающим, что не он, Алексий, жениха спас, а Бог. Что лично у меня вызывает уважение: все так, просто Бог действовал через Алексия. Видимо, доверял ему.

Почему важно обо всех этих подвигах и поступках знать? Потому, что ты примеряешь на себя чужую самоотверженность, умения, смекалку — ​и думаешь: а я смогу? Тогда как личная возможность соврать, смалодушничать, пройти мимо, увы, в особых подтверждениях не нуждается, уж это проще всего. И в тренировках не нуждается.

В отличие от мужества, чести и преданности. В начале прошлого года все мы обсуждали подвиг летчика Романа Филиппова. Гвардии майора сбили в Сирии. Из зенитного комплекса. Он пытался выровнять самолет. Не смог. Тогда катапультировался. Но его окружили джихадисты — ​не менее десятка. Как теперь принято, они снимали майора на телефон. Он отстреливался, пока мог. Пистолет заклинило. И Роман подорвал себя гранатой, подождав, пока боевики приблизятся. Успев сказать: «Это вам за пацанов!»

Что сказать? Не каждому по плечу летная куртка майора Филиппова, Героя России. Но давайте хотя бы не опускаться до равнодушия перед чужим бесстрашием. Давайте рассказывать о людях, которые помогают выжить другим. Не дадим расцвести тем, кто смеется над подвигом, не видев и капли горя. Населяет фильмы, передачи и статейки клонами себя — ​мелкими пакостниками и уродцами.

К счастью, у нас есть Роман, Рашид, Алексий, Светлана.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции