Преображение на дороге в Хмеймим

Платон БЕСЕДИН, писатель

25.12.2016

Тяжелый год — и заканчивается тяжело. Мы еще не оправились от убийства Андрея Карлова в Анкаре, и вот — новая трагедия, пронзившая саму сердцевину нашей жизни. Рухнул в Черное море Ту‑154 Минобороны РФ, направлявшийся на авиабазу Хмеймим. На борту лайнера были музыканты Ансамбля имени Александрова, журналисты и доктор Лиза, Елизавета Глинка. Они летели поздравить российских военнослужащих с Новым годом, передать сирийцам гуманитарный груз. Гибель этих людей — невосполнимая утрата. Талантливые, яркие. Достаточно взглянуть на фотографии. На юных балерин, на лица всех 92 человек. Они спешили на благое дело. С храбрым сердцем и открытой душой. В раскаленное чрево войны, туда, где истина сталкивается с ложью. Чтобы поддержать наших военных, вселить в них веру и силы. Чтобы там, на испещренной снарядами земле, бойцы не теряли ощущения родного дома.

Люди, бьющиеся в Сирии, делают это не за Асада или Кремль, а за правду. Они совершают подвиг исконно русский. Ведь говоря, что Россия — богоизбранная страна с собственной, подлинно мессианской, ролью, мы вовсе не думаем, что мы лучшие. Вопрос в другом: с нас особый спрос, на нас — двойная ответственность, и отвечаем мы не только за свой каравай и хату. Сирийская земля рождает новых русских героев. Вспомните Александра Прохоренко из Оренбуржья, вызвавшего огонь на себя. Люди в Ту‑154 тоже, можно сказать, приняли огонь на себя. Они летели в горячую точку, где риск — везде, ведомые русской волей. А потому — тоже совершили подвиг.

Расследование причин крушения идет. Первая версия — технические неполадки. Действительно, крайне важно сделать правильные выводы из случившегося. Не просто всерьез, а досконально заняться авиапарком, пересмотреть требования авиабезопасности — все это необходимо. Однако и истеричные заявления о неисправности Ту‑154, о том, что эти машины устарели и давно должны быть выведены из эксплуатации, как минимум преждевременны. Квалификация экипажа также не вызывает сомнений. Александр Петухов был в составе команды так называемого «кувыркающегося» самолета, который пилотам удалось посадить на аэродроме Чкаловский в 2011-м.

Да, возможно, произошедшее стало очередным терактом. Таким, как взрыв в октябре прошлого года лайнера A321–231, направлявшегося из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. У России, отстаивающей правду по всему миру, хватает врагов. Целые страны выращивают, спонсируют и популяризируют террористов. Другие — потворствуют этому.

Вернемся к гибели нашего посла в Турции Андрея Карлова. Казалось бы, все там очевидно. Но вспомните пасквиль в нью-йоркском таблоиде, практически оправдывающий действия убийцы. Вспомните нескрываемую радость некоторых политиков — например, украинских — по поводу смерти дипломата. Или молчание, вопреки всем межгосударственным канонам, Ангелы Меркель. А это кощунственное упоение смертью в социальных сетях — в том числе и со стороны отдельных наших сограждан? Беснование — не иначе.

И сейчас сколько же нашлось злословящих подлецов! Чего стоят эти шутки-прибаутки, сентенции, что у нас все прогнило. На самом деле, сгнили они, клеветники и хулители, не способные отличать праведное от грешного. Эти бесы забывают, что одобрение зла есть верный путь к его распространению. И те, кто радуется убийству нашего посла в Турции и падению самолета над Черным морем, богохульствуют и кликушествуют, испепеляя все праведное и правильное вокруг, на деле призывают беду на самих себя. Повторюсь, возможно, не было никакого теракта, и всему виной техническая неисправность, однако реакция на падение Ту‑154 не исчезнет. Видеозаписи, слова, картинки, где нелюди упивались смертью. Где, мешая лозунги, ложь, попрание символов нашей Родины с плясками на костях, вглядывающиеся в бездну буквально оказываются поглощенными ею.

Но в то же время как же много сегодня тех, кто искренне сочувствует нашему горю: от первых лиц государств до простых людей. В Италии по телевидению даже транслируют гимн России в исполнении погибших музыкантов. Выразила соболезнование и немецкий канцлер. К российскому посольству в Киеве несут цветы…

К зданию Ансамбля имени Александрова, к офису доктора Лизы в Москве идут потоки людей, чтобы почтить память погибших. В сотнях российских городов собрались желающие возложить венки и зажечь свечи. Наша трагедия остается с нами, и достойные разделяют ее полноту. Воочию мы видим сегодня, как в общей скорби сливаются миллионы сердец.

Страдание есть причина разума. Эта мысль принадлежит Достоевскому, и она касается не только каждого человека, но и всего государства. Собственно, то, как страна реагирует на трагические события, есть важнейший показатель ее силы, единства. Быть в горе куда труднее, нежели быть в радости.

И мы достойно проходим это испытание, эту жесточайшую проверку на прочность. Неважно, кто из нас либерал, а кто патриот, у кого щи, а у кого жемчуг.  Самые разные люди сплотились вокруг единой беды. На дороге в Дамаск преобразился Савл. По дороге в Хмеймим преобразились многие из нас, чтобы войти в новый год чистыми. Нам дали понимание, а кому-то просто напомнили, указали путь погибшие на Ту‑154. В этом их заслуга и в этом их подвиг. Мы говорим им спасибо. Упокой, Господи, их души.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции