О чем молится Путин

Петр АКОПОВ, публицист

14.07.2016

Владимир Путин посетил Валаамский монастырь — ​был на литургии, которую отслужил патриарх Кирилл в память чудотворцев Сергея и Германа, основателей обители, причастился, в трапезной ему пропели «многая лета», а он попросил иноков помолиться за двух погибших в Сирии летчиков. Поездка как поездка — ​президент часто навещает православные центры и отдельные храмы в разных концах России. Совсем недавно вместе с Предстоятелем РПЦ они побывали на святой горе Афон в Греции. Да и на тот же Валаам, по словам монахов, он приезжает часто, в том числе и на главный здешний праздник, но старается не смущать паломников своим присутствием, стоит на службе, как правило, на хорах.

Официально объявляли всего о двух таких визитах главы государства — ​в августе 2001-го и в том же месяце 2012-го. Вероятно, и в этот раз Кремль не стал бы афишировать поездку — ​о ней объявили лишь после завершения, но из-за присутствия Святейшего «скрывать» приезд Путина сочли неправильным. Да и в прессе появились любительские фотографии президента в монастыре…

Какую же бурную негативную реакцию вызвало это в достаточной степени частное событие у некоторых комментаторов! Так, у одного из видных «борцов с режимом», уехавшего в Италию журналиста Мальгина, из-за паломничества Путина случилось самое настоящее обострение: «В прошлый раз он там так же таинственно сидел несколько дней в апреле 2014 года. Потом заработали пушки… Неспроста этот Валаам. Или будет отползать с Донбасса, или шарахнет по Украине из всех стволов…» Ну и далее — ​что президент затевает что-то нехорошее к Олимпиаде, «на которую российские спортсмены не поедут». А на Валааме, полагает Мальгин, молится, чтобы замыслы удались.

Что за ад творится в головах подобных персонажей? Если не брать в расчет этих явно нездоровых людей, то паломнические поездки президента, казалось бы, давно уже не должны никого удивлять. Это в первые годы либеральная общественность (а значит, и подавляющая часть СМИ) поднимала брови: с чего бы это «чекист» зачастил по церквям? Тогда еще в нем видели гаранта незыблемости «демократических завоеваний 90-х», к числу которых вовсе не относились патриотизм и православие. Ельцин демонстрировал поддержку РПЦ, но только в рамках протокола. А тут все заметили: Путин именно молится в храмах, а не «отбывает», для него это личное, а не служебное, что само по себе предвещало наступление новых времен.

С тех пор российский лидер каждое Рождество встречает в каком-нибудь маленьком провинциальном храме, в окружении детей и прихожан, потому что это и есть настоящая Россия. Путин меняется вместе со страной, воцерковляясь и глубже проникая в смыслы и дух русской истории, народа, во многом благодаря тому, что видит и любит именно такую, подлинную Русь. За него молятся как за правителя страны, но и он молится: за свой народ, за то, чтобы Бог дал ему сил поднять и укрепить Россию. Факт, что рядом с Путиным есть люди, близкие Церкви, говорит о президенте гораздо больше, нежели любые слова, обличающие его «терпимость к олигархам». Да, Путин — ​избранный глава «всех россиян», да, немалая часть нашей «элиты» все еще состоит из тех, кто «под собой не чует страны», но ему гораздо ближе валаамские монахи, чем «гламурные» столичные тусовщики.

Само по себе возрождение Валаама, как и множества других уничтоженных и заброшенных обителей, — ​это уже чудо. Патриарх Кирилл рассказывал, как еще студентом приезжал на остров, беседовал с митрополитом Никодимом. И тот выразил надежду, что молодые богословы доживут до той поры, когда Валаам воскреснет. В восстановлении монастыря, которое начал еще приснопамятный Алексий II, помогал и Путин. Кстати, знаковые слова он сказал в день посещения обители — ​сравнил остров и всю державу: «Уверен, что так же, как мы возрождаем Валаам, мы будем поднимать, укреплять духовные основы и материальное благополучие нашей страны. Не все у нас получается, но залогом нашего успеха являются наши старания и искреннее стремление к улучшению жизни нашего Отечества».

Очень важно, что все последние годы Путин прямо увязывает духовное и экономическое возрождение — ​он ушел от того неодушевленного материализма, который выражался в лозунгах «удвоения ВВП». Любое материальное процветание бессмысленно и непрочно без здоровых нравственных основ общества и государства. Да и недостижимо оно в бездуховной России. Когда Путин говорит о скрепах, о традициях предков, о национальном чувстве и святынях, о любви к Родине, мы видим, что это фактически то же, о чем столетиями молилась братия Валаамского монастыря — ​о вечной святой Руси.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции