Татьяна Михалкова: «Одеваться у российских модельеров — круто!»

Дарья ЕФРЕМОВА

08.10.2013

В московском «Гостином дворе» состоялся юбилейный, десятый финал конкурса «Русский силуэт» и празднование пятнадцатилетия одноименного благотворительного фонда. Гран-при — стажировку в итальянском доме моды Scervino, получила москвичка Ольга Шурыгина. 

Яркий свет голубых софитов, взрывная клубная музыка (за пультом легендарная диджей Bazuka), дефиле финалистов, талантливых модельеров из России и зарубежья. И хотя гала-показ длился более двух часов, времени не хватало даже на буфет. На подиуме, торопливо листая страницы, оживала вся история мировой культуры. Средневековые тюрбаны и франкские туники цвета небеленого льна, этнические меховые жилетки и полупрозрачные юбки с хищными принтами и множеством разрезов, элегантные платья и костюмы-двойки. Безупречный диоровский New Look в коллекции «Гармония геометрии» дополнился математически-точной черно-белой графикой и широкополыми шляпами, напоминающими о скачках в Монте-Карло.

Леди-лайк сменили бурятские кочевницы в сшитых из кожаных лоскутов «доспехах», промелькнули наивные лолиты в клетчатых сарафанах и безразмерных свитерах бойфренда. Воплощением какой-то узнаваемой драмы проплыли простоволосые бледные офелии с дырами на сложного кроя марлевых одеяниях (коллекция называлась «Психиатрическая лечебница»).

Обладательница Гран-при, российский дизайнер Ольга Шурыгина, заслужившая интерес сразу нескольких известных брендов — ее пригласили на стажировку в Дом моды  Игоря Чапурина и на Mercedes-Benz Fashion Week —  представила космическую коллекцию. Новая линейка создавалась под впечатлением сюрреалистического кино и архитектурных решений конструктивизма. Геометричные жакеты и платья с градиентными принтами чередовались с прозрачными юбками и блузами. «Я вдохновлялась космосом, — сказала Ольга. — Моя героиня — странная девушка с волшебной внешностью, которую хочется защитить». Супермоделью по-русски, а эта номинация здесь впервые, была названа Дарья Репина. Девушка станет лицом конкурса на год.

Президент Благотворительного фонда «Русский силуэт», бессменный организатор и идейный вдохновитель показов Татьяна Михалкова успеху начинающих кутюрье не удивляется. 

— У нас прекрасное образование, даже по сравнению с такими раскрученными школами, как Central Saint Martin College и Институт Марангони.

Московский университет дизайна и технологии, Омский государственный институт сервиса, Художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица в Петербурге, Ивановская текстильная академия — вузы с традициями, выпускающие ярких самобытных художников. Безусловно, сейчас есть определенная мода на русский стиль и почерк. Одеваться у российских модельеров — круто, даже среди завсегдатаев красных дорожек Канна и Венеции. С нашими талантливыми дизайнерами стараются заключить контракты известные модные дома. Конечно, кто-то там и остается, но большинство предпочитают работать дома. Почему? Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Наша психология такова, что лучше иметь пусть небольшой, но собственный бренд на родине, чем быть одним из сотни безымянных стилистов, работающих, скажем, на Майкла Корса или на Марка Джейкобса. 

Камерность русских брендов — вопрос. За десятилетие существования конкурса с его помощью обрели популярность Алена Ахмадуллина, Александр Терехов, Вика Газинская, Бессарион. Многие из них были в составе жюри. И, конечно же, давали разные оценки. Симпатии Виктории Газинской и возможность поучиться у нее достались не Ольге Шурыгиной, а Марине Провилковой из Омска. Ее коллекция «Любит, не любит», соединившая геометричность линий и яркие цвета, была одной из самых оригинальных. Не обошлось и без критики. Так, по наблюдению Даши Гаузер, на гала-показе хватало подражательства: «Многие стараются походить на Ахмадуллину, Дриса ван Нотена, Александра Вана, и это не очень хорошо — у дизайнера должно быть свое лицо». 

По мнению Татьяны Михалковой, сложность русской модной индустрии — не в дефиците творческих мозгов, а в отсутствии исполнителей. 

— Раньше были ПТУ, где готовили скорняков, швей, закройщиков. Теперь их закрыли. Сегодня тоже существуют мастера, но их явно недостаточно, чтобы реализовать все идеи. А между тем на каждом конкурсе находятся решения, интересные не только с художественной точки зрения. Многое можно прямо сейчас запускать в производство, и не только у нас в стране. Но на практике русские дизайнеры дороги и эксклюзивны. По большому счету, не хватает отечественной народной марки — такой как Zara или Mango. Модной, но в то же время повседневной и демократичной.

Конкурс завершился к полуночи. Организаторы и члены жюри выразили надежду, что из всех финалистов вырастут не только оригинально-мыслящие, но и коммерчески успешные дизайнеры. «Русский силуэт» ведь не просто шоу, а шанс войти в большой мир моды.