Лебеди на Енисее

Елена ФЕДОРЕНКО, Крсноярск

15.10.2014

В Красноярске завершился III Международный форум «Балет XXI век» — безусловное событие Года культуры в области танца. 

Два первых форума имели всероссийский статус и монографические посвящения: памяти Галины Улановой и к юбилею Юрия Григоровича. Нынешний «Балет XXI век» стал международным, провели его под знаком Чайковского при поддержке Минкультуры РФ, губернатора, правительства и Законодательного собрания Красноярского края, администрации Красноярска, регионального министерства культуры и Международной федерации балетных конкурсов. Официальные лица во главе с губернатором присутствовали в зрительном зале.

В город на Енисее прилетели гости из разных стран — руководители балетных трупп, хореографы, артисты, педагоги. А когда на торжественном приеме закружились в нежном вальсе директор Римской академии танца Маргерита Парилла и худрук балета «Астана Опера» Турсынбек Нуркалиев, волна восхищения буквально накрыла всех, кто строит мосты из балета XX века в XXI. За пять солнечных дней золотой осени в Красноярске сумели провести уйму мероприятий: премьеры и гала-концерты, конкурс и круглые столы, творческие встречи, лекции и даже — Генеральную ассамблею балетных смотров. «Внимание всей танцевальной общественности сегодня приковано к Красноярску», — не без гордости сказала на церемонии открытия форума министр культуры края Елена Паздникова. 

При всем разнообразии программы зрителей больше всего интриговала премьера «Лебединого озера». Худрук Красноярского театра оперы и балета Сергей Бобров предпринял попытку вернуть сакральный русский спектакль к оригинальной партитуре Чайковского и первоначальному либретто. Напомним, «Лебединое озеро» — один из немногих классических балетов, рожденных в Москве, музыка писалась по заказу Большого театра, премьера в постановке Вацлава Рейзингера, возглавлявшего балетную труппу, состоялась в 1877 году и успеха не имела. Время канонизировало другую постановку — петербургскую. В 1895 году хореографы Мариус Петипа и Лев Иванов в содружестве с композитором Риккардо Дриго перекроили партитуру, отредактировали либретто и выпустили спектакль, который превратился в символ русского классического балета. 

Для собственной версии «по Чайковскому» Бобров вернул не только порядок музыкальных номеров, но и первоначальный образ лебедей. Если зачарованные девушки-птицы Петипа – Иванова — страдающие пленницы, то композитор представлял их феями, родными сестрами Сильфиды и Ундины, свободными и счастливыми. Лебедь-фея Одетта и принц Зигфрид живут в непересекающихся мирах. Путаную back story героини удалось занимательно рассказать в начале спектакля. На сцене в добротной раме картина художника Карла Вальца (зарисовка спектакля 1877 года — едва ли не единственное свидетельство, сохранившее память о премьере). 

В воображении читающего древний фолиант Зигфрида роятся фрагменты истории Одетты (они-то и проецируются на полотно), чья мать — сказочная фея — полюбила героя-рыцаря, и оба погибли по колдовской воле Совы. Разбередившая душу Зигфрида сентиментальная коллизия не мешает ему, однако, пуститься в резвый пляс с поселянкой, для чего, согласно композиторскому замыслу, берется до боли известная музыка черного па-де-де Одиллии и Принца. Игривая крестьянка (Екатерина Булгутова) не без расчета очаровывает ветреного Принца. Сам танец живо напоминает историю шекспировского Ромео с его детской влюбленностью в Розалинду. Но вот — встреча с Одеттой — вяловатой красавицей Мартой Петковой, приглашенной на культовую роль из Софийской национальной оперы. Знаменитое белое адажио, знакомое любому гуманитарию, исполняется без аккомпанемента «лебединого» кордебалета. Клятву Зигфрид хранит недолго. Одиллия Марии Литвиненко ворожит Принца «Русским танцем». Она совсем не похожа на лебединую фею, как и задумывал Чайковский. И Принц не обманывается внешним сходством злодейки с ангелицей, а попросту отдает предпочтение земной красавице. Болгарин Цецо Иванов пытается оправдать новые повороты в роли, но сочетать мечтательность с легкомыслием ловеласа ему трудновато. При всей перелицовке сюжета собственно сама балетная мифологема в изложении Боброва не пострадала: Одетта и Зигфрид, как водится у романтиков, погибают. Фея — страдает за любовь, Принц — за предательство. Хореограф не ставит перед артистами непосильных задач — все танцы сложены из грамотных классических комбинаций. Прыгучий москвич Николай Чевычелов (друг Принца) и темпераментная Маргарита Носик в роли мстительной Совы создают эффектные образы. Задорные поселянки хоть и танцуют на пуантах, но время от времени, словно вспоминая о происхождении, ставят ножки-утюжки на пятку, как надобно делать в народных танцах. 

В оригинальных лебединых сценах Боброва витает тень второго балетмейстера Императорской сцены Льва Иванова. Позы балетных птиц, вздохи лебединых рук-крыльев, характерные аттитюды и арабески, конечно, рекрутированы из великой истории спектакля. Стоит ли говорить, что танец маленьких лебедей сохранен? Привычны и пачки девушек-птиц, только в лифах лебедей — сеточка-мережка в виде крыльев. Костюмы пейзан и пейзанок, как и все бальные наряды, «семафорят» сочными цветами (чего стоит желтая юбка в ансамбле с синим лифом!). Видимо, чтобы обозначить контраст с мрачными интерьерами замка и тревожной атмосферой «озера слез» (над сценографией и одеждами спектакля трудился сам хореограф в соавторстве с австрийцем Хартмутом Шоргхофером).

Смелость и простодушие авторов новой версии и восхищают, и вызывают нешуточное желание заняться балетоведением. Благодаря столичному Театральному музею имени Бахрушина и красноярским специалистам, которые подготовили четыре выставки, посвященные истории главного отечественного балета, все гости форума получили возможность узнать о многочисленных редакциях «Лебединого озера». Отлично подобраны фотографии, афиши, эскизы, хуже — с аннотациями, в кои закрались досадные неточности. 

Кульминация форума пришлась на конкурс «Гран-при Сибири», он оказался на удивление сильным по уровню участников и впечатляющим по форме. В Красноярске собрались молодые танцовщики со всей России, из стран СНГ, а также из Италии, Болгарии, Германии, Японии, Турции. Гран-при завоевала Кристина Андреева, несколько лет назад приглашенная из Красноярского хореографического колледжа в Казань и ставшая там титулованной примой. Партнер Андреевой Олег Ивенко объявлен золотым лауреатом. Оба азартные и лихие (в чем убедились и телезрители проекта канала «Культура» «Большой балет»). Кристина объяснила свое волнение еще и тем, что выступать в родном Красноярске — особая ответственность. Высшую награду ей вручали в день рождения мамы. Разделивший с Олегом Ивенко первое место Дмитрий Соболевский продемонстрировал чувство стиля и меры, распрощавшись с присущей ему ранее танцевальной велеречивостью. 

Лучшей среди танцовщиц стала Диана Косырева — с надежным партнером Дмитрием Загребиным она танцевала празднично и отважно. Команда Московской академии хореографии собрала целую коллекцию наград. Особо запомнились чуткая и звонкая Марфа Сидоренко (золото в младшей группе) и статный Егор Геращенко, чье серебро в группе юниоров обещает в скором будущем несомненный творческий рост в классическом репертуаре. Среди победителей по младшей группе — обаятельный дуэт красноярских учеников Елены Свинко и Георгия Болсуновского, обративших на себя внимание хорошей выучкой. Впечатлили турецкий вундеркинд Окурер Кадир, нежные школьницы Адель Музафарова и Алиса Шикина (Башкирия и Бурятия — соответственно). Открытием конкурса стал Бахтияр Адамжан из Казахстана, у него редкий высокий и взрывной прыжок. Наград и поощрений выдано немало, в том числе и за лучшую постановку современного номера — москвичке Нине Мадан.

Показанный вне конкурса ее одноактный балет «Письма с фронта» создан на вокально-симфоническую поэму Валерия Гаврилина «Военные письма». За каждым посланием (звучит не только музыка, но и текст) — судьба. Молодой хореограф точно поймала пограничную ситуацию жизни и смерти, настоящего и прошлого: «Мы работали над спектаклем, который посвятили 70-летию Великой Победы, втроем (за режиссуру отвечал Дмитрий Жаров, продюсировал — Вячеслав Пегарев) и по собственной инициативе. Меня захватила музыка, захотелось сделать зарисовку из жизни военных лет. Письма искали специально, все — подлинные. Ездили к ветеранам в Подольск, Ярославль, Нижний Новгород, что-то нашли в Москве».

В «Письмах с фронта» заняты артисты Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Для каждого хореограф сочинила соло или дуэт, построенный не на военных перипетиях, а на скрытой мощи русского характера — с его удалью, отчаянной любовью, готовностью прийти на помощь и умением ждать. Спектакль непафосный и лиричный, дивные гаврилинские песни «Дорогой, куда ты едешь», «Милый мой дружок», «Почтальонка» он не иллюстрирует, но передает их трогательное и чистое душевное тепло. Сибиряки это почувствовали и выразили свое одобрение долгими аплодисментами.