Средь шумного бала

Елена ФЕДОРЕНКО

13.06.2013

Московская Академия хореографии представила своих выпускников концертом на Новой сцене Большого театра. Представила готовыми артистами, без скидок на юный возраст.

Нынешний выпуск МГАХ — предъюбилейный, совсем скоро московская балетная школа отметит 240-летие. Традиционный выпускной бал порадовал хорошим вкусом, отточенной по репертуару и бессбойной по ритму программой. Изменили сам статус показа — от привычного набора «школьных заданий» перешли к нетиповому набору сложносочиненных номеров. «Розовый вальс и адажио» из балета «Щелкунчик» в хореографии Вайнонена оказался едва ли не единственным хитом, но не выглядел реверансом в сторону традиций, а сразу обозначил уровень крепкого профессионализма.

Главную же ставку на классику сделали в сюите из балета «Миллионы Арлекина», бережно восстановленной специально для московской школы Юрием Бурлакой. В этом сценическом бурлеске будто просияла лукавая улыбка патриарха императорского русского балета Мариуса Петипа, и ее, улыбку гения, радостно размножили в ликах итальянской комедии масок Эльвина Ибраимова и Артур Мкртчян. Чей уровень техники позволил бойко и с упоением «попроказничать» на взрослой сцене. Оба уже зачислены в Большой театр, как и Ксения Рыжкова, которая вела Гран-па из балета «Дон Кихот» со сценическим обаянием и выучкой.

Нынешний девичий выпуск — класс ректора Академии Марины Леоновой, которая поощряет участие воспитанников в конкурсах, смотрах и фестивалях, справедливо полагая при этом, что не в наградах дело, просто следует с младых ногтей воспитывать чувство сцены. Можно и, вероятно, должно придираться к исполнению, но не поспоришь, что в танце балетных барышень образца 2013 года есть школа и стиль, у каждой — своя индивидуальность. Во «Фресках» из «Конька-горбунка» в хореографии Горского еще одна выпускница леоновского класса американка Мария Тереза Бек с блеском продемонстрировала русский профиль своего искусства: заокеанским труппам она предпочла работу в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Среди хореографических раритетов балетного бала не затерялись театральная Испания («Ла Тирана»), веселое «Аллегро» и «Бурлаки», где, оторвавшись, радостно «эх, ухнули» студенты-иностранцы.

В последние годы стало общим местом упрекать Академию в консерватизме. И хотя формат школьных концертов последних лет расширен современными номерами, в том числе и эксклюзивами от приглашенных западных хореографов, претензии продолжают сыпаться. В этом году Академия взяла реванш. Представьте: Начо Дуато сам приехал в Школу и подарил выпускникам свой ранний балет «L’Amoroso» (влюбленность, томление). Когда-то артисты Парижской оперы танцевали его как поэму о страсти, расцветающей и отстаивающей себя под ванильным небом на бескрайних просторах Средиземноморья под старинные неаполитанские мотивы. Шесть сегодняшних выпускников пока не знают, что любви не бывает без боли, ванили — без горечи, мажорных песен без ноток минора. А потому танцуют про другое: о нежном предвкушении любви и готовности открыть себя первому чувству. Струящаяся беспрерывно хореография Дуато в их исполнении иногда «чирикает» неположенными паузами и фиксированными позами, каких автор избегает, но здесь, похоже, этому не противится. «Мне так нравится работать с юными. Это отодвигает собственные годы, я становлюсь моложе. Они замечательно обучены, такие робкие в своих чувствах, по-детски старательные в постижении движений. И это придает хореографии иной смысл. С московской школой я готов к дальнейшему сотрудничеству», — признается Дуато.

Ступающие на профессиональную стезю питомцы Московской академии, хоть и овладели балетной грамотой, но на пороге взрослой жизни все-таки остаются детьми. С ними надо возиться скрупулезно, как делали в те времена, когда не были утрачены крепкие связи между школой и театром. Когда Катю Максимову и Наташу Бессмертнову ждали в Большом не для того, чтобы отправить в последний ряд лебединой стаи, а чтобы поддержать и выпестовать их эскизно проявившиеся на школьных балах индивидуальности. Нынешних выпускников, всех как одного, разобрали ведущие театры. Теперь не затеряться бы им в дальних рядах.