«Весна…», «Бессонница» и пара самоубийств

Елена ФЕДОРЕНКО

17.04.2014

рисмотрелась к тем, кто, скорее всего, войдет в список лидеров балетной сцены.

Накануне объявления результатов обостряются «вечные» масочные вопросы: как сравнивать новые спектакли с восстановленными, полнометражные с одноактными, с равных ли позиций подходить к тем, кто ведет главную роль в трехактном спектакле, и к тем, чья партия в миниатюре не превышает 20 минут? Честно говоря, награды «Золотой маски» важны исключительно театрам и самим победителям. Для зрителей же фестиваль — возможность увидеть панораму театрального искусства, ведь плановая система гастролей давно канула в Лету. Результаты станут известны совсем скоро, а пока вспомним увиденные спектакли.

В номинации «Балет/спектакль» представлены работы семи основных трупп России. Большой театр предъявил «Квартиру» Матса Эка, Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко — «Бессонницу» Иржи Килиана и «Майерлинг» Кеннета Макмиллана. Мариинка познакомила с «Concerto DSCH» Алексея Ратманского; Михайловский театр номинирован за «Пламя Парижа» (Михаил Мессерер воскресил балет Василия Вайнонена) и «Ромео и Джульетту» Начо Дуато. Екатеринбургский театр оперы и балета показал «Cantus Arcticus» Вячеслава Самодурова и его же «Вариации Сальери», Пермский театр оперы и балета имени Чайковского освоил «Вторую деталь» Уильяма Форсайта, а Новосибирский — «Весну священную» Патрика Де Баны и «Пульчинеллу» Кирилла Симонова.

Из одиннадцати балетов-претендентов только три соответствуют тому, что называется полным метром («Майерлинг», «Пламя Парижа» и «Ромео и Джульетта»), остальные — одноактные. Семь спектаклей-номинантов, то есть — большинство, — возобновления, реконструкции или стилизации ранее созданных постановок.

Думается, борьба развернется между добротным трехактным фолиантом «Майерлинг», поставленным в 1978 году для «Ковент-Гарден» классиком английского балета Кеннетом Макмилланом (с хитросплетениями интриг, множеством героев, двойным самоубийством), немноголюдным 20-минутным «Concerto DSCH», сочиненным Алексеем Ратманским в 2008-м для New York City Ballet на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича (с добрыми приветами советскому оптимизму) и одноактными опусами Вячеслава Самодурова (стремительные «Вариации Сальери» самые яркие претенденты на победу).

В борьбу могут вступить килиановская «Бессонница» 2004 года рождения, сотканная из ночных видений и гипнотических миражей, и бытовые зарисовки «Квартиры», построенной Матсом Эком в 2000-м и перенесенной из Парижской оперы в Большой театр. «Вторая деталь» Форсайта (1991) пошла на пользу пермякам, освоившим хореографию невероятной трудности, и обрадовала зрителей, так как балет был в России неизвестен, но язык труппа освоила не так, как то необходимо для форсайтовских танцевальных хитросплетений — блеска не хватило.

Вряд ли сможет примерить «маску» Новосибирск. «Весна священная» с африканской трактовкой сюжета и обидно тривиальной хореографией, равно как нерадостно-тягучая «Пульчинелла» — скорее разочаровали. Сложнее определиться со спектаклями большой формы, предложенными Михайловским театром. Шедевр Василия Вайнонена «Пламя Парижа» по крупицам восстановлен Михаилом Мессерером. Из спектакля исключены сцены, потерявшие историческую ценность (многие из них — устаревшая пантомима) или восстановлению не подлежащие по причине полной утраты первоисточника: похоже на дайджест. «Ромео и Джульетта» — не лучший балет Начо Дуато, применившего «средиземноморскую» культуру к шекспировско-прокофьевской трагедии. К тому же это перенос спектакля, изданного в конце 1990-х.

Поскольку работа дирижера тесно сопряжена с качеством постановки в целом, то вряд ли добротные музыкальные прочтения «Ромео и Джульетты» Михаилом Татарниковым и «Пульчинеллы» Айнарсом Рубикисом имеют большие шансы на победу, чем трактовка «Cantus Arcticus». В презентации последней за дирижерским пультом стоял Павел Клиничев, живописно освоивший музыкальные картинки финского композитора Раутаваара под фонограмму птичьего пения.

Трое создателей названных спектаклей — Патрик Де Бана, Михаил Мессерер и Вячеслав Самодуров — соревнуются в личной номинации как хореографы-постановщики. Хлопотливая «Весна», вероятнее всего, не спрячет под «маску» лицо Патрика Де Баны. А заслуживающий награду за возвращение забытых шедевров Михаил Мессерер в «Пламени Парижа» оказался не столь ярок, как прежде. 

Наибольшие шансы на успех у Самодурова. Однако, если его работы признают «лучшими спектаклями», то награда хореографа, скорее всего, отправится к кому-то из сочинителей современных опусов. И в этом случае победителями могут оказаться Татьяна Баганова («Весна священная», Большой театр), Саша Вальц («Весна священная», Мариинка), Владимир Варнава («Пассажир», совместный проект Владимира Варнавы и Максима Диденко, Петербург), Александр Пепеляев («Квадрат временного хранения 48 х 9», театр «Кинетик», Москва), Ольга Пона («Погружения и всплытия», Театр современного танца, Челябинск). Все эти спектакли вошли в шорт-лист «лучший современный спектакль». К ним добавлены еще два: «YouMake/ReMake» Ренаны Раз («Каннон Данс», Петербург) и «Тристан+Изольда. Фрагменты» Режиса Обадиа («Балет Москва»). Качество представленных опусов contemporary dance сомнений не вызывает, однако из списка претендентов стоит исключить «Тристана» с его несколько умозрительной хореографией и истерические «Весны» — радикальные эксперименты с академическими труппами Большого и Мариинского. От себя выделю «Пассажира» Владимира Варнавы — спектакль яркой формы о человеке, одержимом бесом.

В исполнительской номинации шансы на победу выпадают Софьи Гайдуковой (Изольда) и Натальи Осиповой (Джульетта) — обе танцуют истово, с безоглядностью камикадзе. Хороша и екатеринбурженка Елена Воробьева в «Вариациях Сальери». Среди мужчин сложно не заметить Сергея Полунина: артист ошеломляет органикой и интуицией в образе Рудольфа в макмиллановском «Майерлинге».

Но как бы ни сложился пасьянс наград, в выигрыше останутся зрители, увидевшие наиболее интересные премьеры всех главных театров страны.