Степ by степ

Елена ФЕДОРЕНКО

12.09.2019

В Большом театре стартовал DanceInversion — крупнейший в России Международный фестиваль современного танца.

Нынешний DanceInversion — юбиляр, ему исполняется 20 лет. Этот фестиваль — самый авторитетный и престижный в области современного танца, — одно из самых важных событий театрального года. Публика давно уже привыкла к тому, что на два осенних месяца в Москву приезжают многолюдные коллективы со всего мира, здесь открывают неизвестные имена, знакомят с новыми спектаклями. В громких российских танцпремьерах смотра, в их острых сюжетах и лирических высказываниях всегда возникают актуальные темы, которые нельзя пропустить, чтобы не потерять будущее. Раритетная коллекция DanceInversion впечатляет: за два десятилетия фест познакомил зрителей с искусством пяти континентов и островных государств — Новой Зеландии, Ирландии, Кубы. 78 компаний из 30 стран представляли спектакли 90 хореографов.

Показ уникальных сочинений — главная миссия форума, и в этом не сомневается его художественный руководитель и продюсер, родоначальник и вдохновитель Ирина Черномурова. На пресс-конференции, собравшей в Большом театре первых лиц посольств, хореографов и организаторов, вспомнили историю фестиваля, начинавшегося со смотров американского модерна и европейского contemporary. Тогда фест был прописан в Музтеатре имени Станиславского и Немировича-Данченко, потом справил новоселье в ГАБТе. Сегодня DanceInversion — самостоятельная художественная институция, но надежное «организационное плечо» главного театра страны — всегда рядом. Форум продлится до 3 ноября, и свои «версии танца» (точный перевод названия) покажут девять коллективов из США, Франции, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Испании, Ливана.  

Открыли марафон дебютанты — китайская танцкомпания «Павлин» приехала в Россию впервые. Сильное потрясение произвела встреча с руководителем труппы Ян Липин. Она — самобытный хореограф, самородок без профессионального образования. На вид — юная хрупкая дама, на лице — ни одной морщинки, и поверить, что ей уже 60, невозможно даже при самом богатом воображении. Удивительно и то, что поставить спектакль «Весна священная» — ее давняя мечта. В музыке Игоря Стравинского она услышала зов борьбы, силу противостояния, неизбежность смирения и сакральную зависимость человека от природы. «Я представитель очень маленькой южнокитайской народности, это то, что досталось мне по рождению. Мы сохраняем свою культуру и традиции. Легенды и старинные ритуалы повели нас по музыке великого русского композитора», — рассказывает Ян Липин. На этом пути ей, конечно, не встретились языческие образы древней Руси. В поэтичном спектакле сомкнулись параллельные миры: Запад и Восток, чувственная мощь Стравинского и дотошный гул тибетских молебнов, современный танец и азиатские ритуалы. Показанное действие буквальной трактовке не поддается — для того, чтобы понять происходящее на сцене, нужно знать недоступные нам восточные метафоры и понимать медитацию «как жизнь, что над реальностью, как визит к святым». Но невозможность познания не мешает эмоциональному переживанию, которое вызывает завораживающе красивое зрелище с головой огромного льва, зловещей маской смерти, застывшими в полном спокойствии молящимися фигурами. Сцена усеяна пластиковыми иероглифами — они явно символизируют узаконенный порядок. Смиренный монах собирает и складывает эти «письменные знаки», на планшете сцены они образуют буддистский круг, внутри которого танцуют герои. Причудливые узоры рук, красноречивая искренность движений, экзотические позы перерастают в разгул страстей. Охваченные ими люди «разрывают» охраняющую их вязь, смешивают иероглифы и нарушают миропорядок. Гармонию восстанавливает девушка, добровольно приносящая в жертву свою «телесную оболочку» и улетающая на лонжах в небеса. А дух ее, помудрев и окрепнув, конечно, вернется, потому что возрождение неизбежно. Спектакль, смыслы которого так и остались тайной за семью печатями, оказался не только визуальной радостью, но и подарил пищу для размышлений: хоть и прекрасен заоблачный мир, но есть реальный и земной, и он нуждается в защите.

Об этом поведут разговор многие спектакли фестивальной афиши. Она давно сверстана. Сентябрьский блок продолжат три коллектива. Американская компания «Дорранс дэнс» представит вечер одноактных мини-спектаклей — разных по темам и сюжетам, но объединенных зажигательным степом. Танцовщики, обожаемые зрителями разных стран, исполняют его с особым шиком, легко впадая в импровизацию. Программа показывает эволюцию чечетки, оторвавшейся от мюзикла, кино, эстрады и взявшей в союзники многообразие сontemporary.

Балет Лионской оперы поделится своим трогательным поэтическим сочинением «Улица Ванденбранден, 31». О людях, затерявшихся в заснеженных горах, их одиночестве, боли и надеждах решили «рассказать» хореографы Габриэла Карризо и Франк Шартье, известные в мире по названию своей труппы «Peeping Tom». Оно переводится как «любопытствующий» или «подглядывающий» — в данном случае дуэт подсмотрел эпизоды из жизни тех, кто не может найти себя, кому так неуютно и холодно. Воплощение невеселой темы далеко от уныния — танец приправлен шутками, клоунадой и акробатическими трюками.

Пожалуй, самый неожиданный гость — коллектив из Ливана. Труппа, которой руководит хореограф Омар Ражех, познакомит со спектаклем «#минарет». И это тот самый тысячелетний минарет в Алеппо, что был уничтожен несколько лет назад. Спектакль о трагедиях нашего времени призывает спасти Землю от насилия, которое приводит к гибели людей и разрушению того прекрасного наследия, что создали они и их предки. Основная мысль о том, что человечество, сметающее свое прошлое, не имеет будущего, звучит как высказывание личное и откровенное, а богатая пластика соединяет отчаянную плакатность и нежные отступления.


Фото на анонсе: Rahi Rezvani/dance-inversion.ru