Она в движении всегда

Елена ФЕДОРЕНКО

10.03.2019

В Культурном центре ЗИЛ прошел вечер в честь 80-летия со дня рождения великой балерины Екатерины Максимовой. Он продолжил череду мемориальных гала.

Инициаторами концертов памяти гениальной танцовщицы и актрисы стали люди самого ближнего круга. Посвящение на Исторической сцене Большого театра подготовил муж и партнер Владимир Васильев — ​режиссер, хореограф, художник, поэт. Вспомнили балерину ее благодарные ученицы, которых Владимир Викторович благословил на новый опыт. Внутренним сюжетом всех вечеров стала жизнь актрисы, поданная тепло и искренне, без сентиментальности и надрыва, вне суеты и эпатажа.

В Культурном центре ЗИЛ собрались завидные гости. Руководители театров и хореографы, балетоманы и артисты, среди которых особой стайкой в фойе — ​те, кому выпало счастье работать с Екатериной Сергеевной как с наставником. Режиссер концерта Светлана Романова — ​тоже максимовская ученица, в недавнем прошлом яркая прима «Кремлевского балета», деликатно выстроила танцевальную программу, приправив ее цитатами и визуальными документами. Звучали откровенные строки из книги «Мадам Нет», на экране — ​отрывки из кинобалетов и фильмов, афиши и фотографии разных лет, многие — ​представлены впервые, и все каким-то волшебным образом передают гипнотическое обаяние идеальной балерины. Максимова была создана для балета и олицетворяла танец, его прошлое и будущее. Терпсихора открыла ей какие-то вневременные секреты — ​и сегодня ее лучезарная пластика — ​эталонна, этому чуду нет равных. «Маленький эльф», «бэби Большого балета», «русская принцесса», «балерина без амплуа» — ​эпитеты множились, а весь мир называл ее просто Катей — ​как добрую знакомую. Ее великого партнера все именовали Володей. 

Несравненный дуэт, звездная пара — ​«Катя и Володя» — ​бренд, легенда, гордость страны и эпохи — ​начал складываться еще в балетном училище. Об этом напомнила сцена «Урок», открывавшая программу и исполненная воспитанниками «Школы классического танца» Геннадия и Ларисы Ледях. Па-де-труа из балета «Щелкунчик» танцевали ученики хореографического училища имени Леонида Лавровского — ​в 50-е годы уже прошлого века дебют одноклассников Максимовой и Васильева в этой жемчужине детского репертуара моментально отметили профессионалы и любители.

В программу гала вошли фрагменты балетов и миниатюры из максимовского репертуара. Промелькнул дайджест ее великих ролей: бесплотная Сильфида («Шопениана») и изысканная принцесса Аврора

(«Спящая красавица»), наивная в своей непосредственности Жизель и хитрая плутовка Вакханка («Вальпургиева ночь»), восторженная Маша («Щелкунчик») и благородная озорница Китри («Дон Кихот»). Знаменитые партии, рожденные в Большом театре, дополнили отрывки из спектаклей «Сотворение мира» и «Ромео и Джульетта» Наталии Касаткиной и Владимира Василева — ​о сотрудничестве с их труппой Екатерина Сергеевна всегда говорила с благодарностью. Вспоминали блистательную балерину артисты Большого и Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Театра Классического балета Касаткиной и Василева и Балета Кремля. Своих лучших учеников делегировали Московская академия хореографии и училище при Театре танца «Гжель».

Конечно, появилась на балу ослепительная Золушка — ​эта роль завершала артистический путь Максимовой. Сказочную принцессу — ​«лебединую песню» балерины представила тонко чувствующая, трепетная Наталья Балахничёва, с которой готовила партию Екатерина Сергеевна в тот период, когда ее танцевальная карьера пересеклась с началом педагогической деятельности. Тогда она выходила на сцену со своими питомцами. Владимир Васильев поставил балет в 1991-м для новорожденного «Кремлевского балета».

Пятью годами раньше затанцевала на главной сцене страны чеховская Анюта — ​ее Максимова передала еще одной своей девочке — ​челябинской приме Татьяне Предеиной. Это она придумала и осуществила в родном городе фестиваль «В честь Екатерины Максимовой», и «Анюта» украшает афишу каждого смотра. В своей героине Предеина не повторяет максимовский образ, но сохраняет генетическое родство с интеллигентными манерами и легкой изящной лирикой своего педагога.

Рахманиновская «Элегия» в хореографии Васильева завершала вечер. Партнером Марианны Рыжкиной — ​максимовской ученицы из Большого театра, стал Роман Миронов — ​солист Театра оперы и балета Республики Коми. Недавно Марианна возглавила труппу в Сыктывкаре и в честь своего педагога порадовала зрителей концертом с сюрпризом. Для вечера памяти Екатерины Сергеевны новый талантливый руководитель, равно внимательный к экспериментам и ускользающей красоте прошлого, пригласила в столицу Коми знатока балетной старины Наталью Воскресенскую, и в афише появился одноактный шедевр Мариуса Петипа «Привал кавалерии». Выбор, конечно, не случаен — ​в нем много важных смыслов. Балет-шутка — ​редкость в наследии «француза с русской душой» — ​словно прокладывает мост между двумя юбилеями — ​гениального сочинителя Мариуса Петипа и утонченного интерпретатора Екатерины Максимовой. Она, чуткая ко всем стилям, стиравшая границы жанров, естественно подчинявшая трагедию, драму, лирику, комедию, была бы необыкновенно хороша в неожиданном и наивном флирте «Привала кавалерии». Максимова не станцевала в этом балете, но отношение к нему имела самое непосредственное. Впервые на московской сцене «Привал» появился более четверти века назад в «Кремлевском балете» — ​тогда в этом театре служила Екатерина Сергеевна. И воспитанницы получали уроки максимовского перевоплощения, под ее руководством готовили роли в этом задорном и бесшабашном спектакле, построенном на сочетании классического правописания и заразительной веселости.

Любовный треугольник этой танцевальной комедии лихо и азартно инсценировали сыктывкарские солисты Татьяна Бикмухаметова, Наталья Супрун, Ринат Бикмухаметов. Всем артистам в почти фарсовой игре удалось удержаться от гротесковых утрирований — ​амурные шалости бравых гусар и кокетливых пейзанок передавались с тонкой иронией и лукавым юмором. Во втором отделении к танцам гостей присоединились гости — ​московские солисты Наталья Балахничёва, Егор Мотузов, Ксения Жиганшина, Клим Ефимов, Мария Мишина, Александр Смольянинов. Вместе всех участников концертов из разных театров и разных городов объединила любовь — ​деятельная и открытая. К неповторимой балерине и умному педагогу, мечтавшей, чтобы девочки «танцевали лучше» нее.


Фото на анонсе: Алексей Бражников