Владимир Васильев: «Отмечать юбилей стоит новой работой»

Елена ФЕДОРЕНКО

02.11.2018


культура: Почему решили отмечать важную дату вдали от столицы?
Васильев: Ответ простой — именно Воронежский театр предложил подготовить фестиваль. Меня здесь ждут и любят. Конечно, сказал «да». Я привык свои юбилеи отмечать творческими работами — выступлениями и спектаклями.

культура: Воронежская афиша включает несколько Ваших спектаклей, которые складываются в авторский театр Васильева.
Васильев: Да, спектакли сохраняются, хотя несколько лет меня здесь не было. Помню, какое получал удовольствие от работы в Воронеже каждый раз. Дорого, что в этом театре появилась моя первая Творческая мастерская современной хореографии. Семь балетмейстеров сочинили номера по прозе Андрея Платонова. Одним и тем же ребятам пришлось создавать разные образы в миниатюрах — едва успевали выйти на следующий номер. Я же читал специально подобранные фрагменты платоновских рассказов, настраивая публику на восприятие и давая возможность артистам переключиться.

культура: Почему не можете как заслуженный юбиляр сесть в зрительном зале на почетное место и принимать поздравления?
Васильев: «Нет, не могу сидеть я за столом, / Как многие, сложивши руки, / И слово к слову подбирать со скуки, / И зарифмованные звуки / Лениво выводить пером».

Я же понимаю, что даже в тот краткий период, что я здесь, могу кое-что подправить и улучшить. Перед «Золушкой» провел длинную репетицию — сам удивился, что за один день можно так много изменить.

культура: Что Вас радует в нынешнем фестивале, а что, быть может, огорчает?
Васильев: Ушли многие из тех, на кого я ставил, в труппе — новое поколение. Жизнь не становится легче, но уровень балета держится. У ребят сильна тяга к творчеству, к испытаниям себя в разном репертуаре. Огорчает одно — состояние здания, которое никак не соответствует статусу театра оперы и балета, единственного в Черноземье. Он обязан быть визитной карточкой культуры крупного региона. Все, кто любит искусство, все, кто ему служит, относятся к театру как к храму. А храм в ужасном состоянии. Зрители приходят на праздник, на встречу с чудом, мечтают попасть в особую атмосферу, а оказываются среди обшарпанных стен и под облетающей штукатуркой. То есть я гораздо меньше озабочен «душой», чем «телом». Говорю об этом уже не первый год. Удивительно, что никто не возражает против моих призывов — все согласны, и работники театра, и власти города. Начальники вторят: «Да, это наша проблема». А воз и ныне там.

культура: Ваш «Макбет» идет сейчас только в Воронеже?
Васильев: Да, хотя танцевали его много: и в России, и за границей. Да и «Золушка» с недавнего времени осталась только здесь, а шла в нескольких театрах. «Кремлевский балет» сейчас вроде бы думает о возобновлении спектакля. Тогда я, конечно, переделаю оформление. В кремлевском спектакле я им не удовлетворен — сказки нет в декорациях. А она важна.

культура: Почему Вашему шекспировскому балету сопутствовала такая популярность?
Васильев: В нем есть роли: Макбет, его я сам танцевал, — роль многогранная и физически очень сложная. И леди Макбет — партия насыщенная, сильная, эмоциональная. Действительно, считаю этот спектакль нужным для танцовщиков — и для солистов, и для кордебалета.

Помню, как начиналась работа. Я — балетмейстер совсем молодой, поставил только «Икара». Композитор — известный, но впервые сочинял балет. Мы создавали спектакль вместе, Кириллу Молчанову необходимо было мое видение. Он говорил: «Володя, расскажите о какой-нибудь задуманной картине». И я рассказывал о трех ведьмах, у которых по два лица. Эти странные существа проходят связующей темой через все действие. Они все время на контрапункте, издерганные, ломаные, колдуют и предсказывают судьбу. А на следующий день композитор уже показывал фрагмент музыки. Так вариации ведьм стали первым фрагментом партитуры.

культура: Шесть десятилетий в творчестве — дата знаменательная, трогательная, почти сентиментальная. Тогда, в 1958-м, Вы стали солистом Большого театра. Сейчас — хореограф, постановщик, режиссер, педагог, художник, актер, поэт. Кем Вы сегодня себя ощущаете?
Васильев: Зачислен я был в труппу Большого артистом кордебалета и пару месяцев честно отработал в массовке. Конечно, я прежде всего танцовщик и хореограф и, наверное, становлюсь более профессиональным в искусстве живописи. Она для меня не хобби, а скорее второе призвание. Я оформил как художник многие свои спектакли.

культура: Ближайшими планами поделитесь?
Васильев: По окончании фестиваля еду в Португалию, там меня ждет награждение за вклад в балетное искусство. В Лиссабоне не задержусь, надо спешить в Барнаул, ставить «Блуждающие звезды» — для меня, как для любого художника, важно отметить очередное «-летие» новым спектаклем. Задуман вокально-хореографический спектакль на старинную еврейскую музыку — история о любви и разлуке актера и певицы. Роман Шолом-Алейхема заинтересовал меня давно, десятилетия назад.  

культура: Разве в Барнауле есть балет?
Васильев: Там есть ансамбль песни и танца «Алтай», в этом молодежном коллективе я поставил «Дом у дороги» на музыку Валерия Гаврилина по поэме Александра Твардовского и провел Мастерскую, предложив хореографам сочинить номера по произведениям Василия Шукшина. Очень интересной оказалась миниатюра «Выбираю деревню на жительство» Дмитрия Залесского. Он будет моим помощником в «Блуждающих звездах».


Фото на анонсе: Константин Кириакиди