С крыльями и в пижамах

Елена ФЕДОРЕНКО

01.11.2018

Отмечающий столетие Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко предъявил первую балетную премьеру юбилейного сезона — «Баланчин. Килиан. Кайдановский».

Худрук балетной труппы Лоран Илер непреклонно продолжает вести театр по пути просвещения, прививая своим подопечным знания разных пластических стилей. Нынешняя программа — четвертый вечер одноактных балетов, подготовленный за время его правления. Выбор спектаклей оказался безупречным. В драматургии разыграна остроумная рифма: начало — женский балет с единственным мужчиной, «под занавес» — мальчишеская оргия с участием одной дамы.

«Кончерто барокко» на музыку Концерта ре-минор для двух скрипок с оркестром Иоганна Себастьяна Баха Джордж Баланчин поставил в годы Второй мировой войны, словно противопоставив разрушительной кровавой бойне образцовую гармонию чистого искусства. Балет — утонченная абстракция, сотканная из строгих классических па. Восемь солисток в белых платьях (по замыслу хореографа, они олицетворяют непрерывное звучание оркестра) стремительно перестраиваются, замирают в совершенных позах — нарушение симметрии и чистописания способны вмиг разрушить прочную конструкцию композиции, строго следующей законам классического симфонизма. Голоса двух скрипок «отданы» двум балеринам — Наталье Сомовой и Наталии Клейменовой, в медленной части у них появляется великолепный кавалер Георги Смилевски. Сложнейшую хореографию Баланчина артисты представили в живом, а не музейном варианте, хотя в их танцах еще нет уверенной легкости, изящной декоративности, точности интонирования, но совершенство баланчинского стиля никому не поддается сразу.

Иржи Килиан на Большой Дмитровке — уже свой, родной, и гениальные «Восковые крылья», сочиненные в 1997-м для Нидерландского театра танца, в Музтеатре не так давно танцевали, потом спектакль исчез из афиши и сейчас появился вновь в великолепном исполнении. Старинные мелодии Бибера и Баха уживаются с музыкой Кейджа и Гласса, а в космосе спектакля соединены земля и небо, относительность времени и бескрайность пространства. Из-под колосников сцены кроной вниз растет дерево. Вокруг него мерно, по кругу, с невозмутимым постоянством звездного светила вращается прожектор. На сцене — мир, каким увидел его взлетевший Икар, пока не растаял воск, скреплявший крылья, что повергло его в морскую пучину. Мгновение перед встречей с вечностью вбирает в себя главные воспоминания: о бесконечной жизни, в которую приходят из небытия и туда же уходят, завершив отпущенный срок. Танцы чувственные и бесстрастные, ансамблевые, парные и сольные — их исполняют четыре дуэта в черном. Те, кто участвовал в премьере пять лет назад, — Анастасия Першенкова, Оксана Кардаш, Наталья Сомова, Георги Смилевски, и дебютанты — Анна Окунева, Денис Дмитриев, Евгений Жуков, Иван Михалев — показали себя первоклассными артистами. Все транслируют друг другу самое важное, подхватывая летящие движения, прекрасные и яростные, тихие и экспрессивные.

«Кончерто барокко» и «Восковые крылья» — опусы бесфабульные. Мировая же премьера «Пижамная вечеринка» Андрея Кайдановского — построена на жанровом нарративе. Внятное повествование роднит «Вечеринку» с традициями Музтеатра, тяготеющего к сюжетным многолюдным танцевальным рассказам. Кайдановский — художник конкретный, его постановки — примеры танцтеатра, он создает их надежными и самостоятельными. Ему не мешают традиции, и он ничего ни у кого не заимствует. Во всяком случае, на такой вывод наталкивают четыре его спектакля, которые видела российская столица. Первым была гротесковая зарисовка «Чай или кофе?», показанная на проекте Музтеатра «Точка пересечения» и вошедшая в шорт-лист «Золотой маски», после чего об авторе заговорили с азартом и надеждой. Пока сбывается.

В программке «Пижамной вечеринки» — вместо либретто — слова хореографа: «Мы, мужчины, никогда не взрослеем. У нас только меняются игрушки. Чем старше и «важнее» мы становимся, тем страшнее и разрушительнее становятся наши игрушки. Даже обычное рукопожатие может перерасти в дуэль. Я намеренно помещаю своих героев в дом, который служит для них своего рода полем боя, а пижамы — униформой».

Начинается спектакль пронзительной лирикой: в глубине сцены на контровом свете Он (Денис Дмитриев) и Она (Оксана Кардаш) — представители двух разных вселенных. Понять друг друга не в силах, но и обойтись один без второго не могут. Уже через минуту герои вырываются вперед, на ходу облачаясь в домашнюю одежду, спотыкаясь о матрасы, беспорядочно наваленные на подмостки. Матрасы взлетают, шлепаются, выстраиваются в ряд, скачут лягушками. Под ними оказывается без малого два десятка юношей в разноцветных пижамах. И начинается чехарда — пробудившийся древний инстинкт охотников и завоевателей зовет в бой, заставляет драться подушками, мериться силой, взлетать в высоченных прыжках, отталкиваясь от пружинистой матрасной сердцевины. «Армиями» управляют два лидера: Денис Дмитриев и Алексей Любимов. Фантазеры куролесят и куражатся понарошку, но дуракаваляние начинает прорастать злобой и агрессией. Ситуацию держит под контролем женщина. Персонаж Оксаны Кардаш каждый раз появляется вовремя, и мужское племя вновь превращается в растерянных больших детей. А Она и Он выходят на авансцену, вглядываются в зрительный зал, как в зеркало, и синхронно умываются, чистят зубы, расчесываются, увлажняют лица лосьонами, вбивают в кожу крем, разглаживают морщины. Артисты забавно сосредоточенны, искренни и обаятельны. Но стоит хрупкой героине уйти, как вновь начинаются жестокие игры. Этот энергетический спектакль только маскируется под забавный перформанс: ближе к финалу из оркестровой ямы выплывает гигантская ядерная кнопка, а над сценой зависает огромный атомный гриб. Кнопку нажимает, конечно же, Она — и включается сказочный ночник. Приглушенный свет с парящими звездами под нежнейшую музыку разливается по всему залу. Напрыгавшиеся вдоволь мальчишки тихо засыпают, гриб вытягивается в легкое одеяло, накрывающее утомленные тела. Хорошо бы так было и в жизни.



Фото на анонсе: Карина Житкова