Философия на пуантах

Елена ФЕДОРЕНКО

18.10.2018

Международный фестиваль «Context. Диана Вишнёва» стартовал важной гастрольной программой — на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко выступил Национальный балет Канады.

Мировая звезда, одна из самых титулованных балерин мира Диана Вишнёва в расцвете своей исполнительской карьеры придумала проект, направленный на развитие современной хореографии. Фестиваль с точным названием «Контекст» держит удар уже шестой год, увлекая зрителей столиц — «вишнёвый смотр» теперь проводится не только в Москве, но и в Петербурге — неизвестными опусами знаменитостей и поисками начинающих. Немало мероприятий адресовано профессионалам и увлеченным любителям: мастер-классы для артистов и художников по свету, творческие встречи, воркшопы по театральной критике, мастерская танцевальной фотографии. Нынешний образовательный план понес и серьезную потерю — на фесте отсутствует программа тематических фильмов в кинотеатрах, в прошлые годы отличавшаяся познавательным разнообразием. Не увидят зрители и танцующего арт-директора — Диана Вишнёва, ставшая несколько месяцев назад мамой, обещает войти в «Контекст» следующего года.

Свою главную миссию команда организаторов видит в поддержке молодых российских хореографов. Отборочная часть конкурса дебютирующих авторов Context Lab закрыта для зрителей и проходит в режиме non-stop: сама Диана и в недавнем прошлом солистка Большого театра Анастасия Яценко отсматривают многочисленные видеозаявки соискателей, определяют финалистов. Им выделяется грант на постановку миниатюр ограниченного хронометража, эти сочинения и участвуют в открытом состязании. Победитель получает возможность стажировки в одной из известных компаний мира.

Завершится «Контекст» 6 ноября выступлением израильской труппы «Батшева» со спектаклем «Венесуэла». Открылся же фест гастролями Национального балета Канады. Труппа с солидной мировой репутацией, гордость и достопримечательность страны, рождена без малого семь десятилетий назад, но в Россию никогда не приезжала. Именно в этой компании последние годы танцует Светлана Лунькина, покинувшая Большой театр; ее премьер Гийом Коте неоднократно выступал в Москве, в том числе в проекте «Короли танца», а руководит театром в Торонто Карен Кейн, которую хорошо помнят балетоманы со стажем. «Визит в Россию для нас огромная честь, событие чрезвычайной важности. В моей карьере Москва сыграла важную роль, — рассказывает Карен, — благодаря Международному конкурсу, проходившему в Большом театре в 1973 году, меня как серебряного победителя узнал мир. Россия потрясла тем, как здесь ценят искусство, понимание прекрасного у русских в крови, просто на каком-то генетическом уровне, нам же все время надо вести активную просветительскую работу». Долгий артистический путь балерины отмечен партнерством с Рудольфом Нуреевым, сотворчеством с Роланом Пети, Джоном Кранко, Фредериком Аштоном, Джоном Ноймайером. Высокая культура канадских артистов — во многом заслуга худрука. Труппа активно познает мировое наследие и собрана из танцовщиков-универсалов, свободно владеющих классикой и сегодняшними техниками. Эмоциональные впечатления на гастролях поддерживал звуковой ряд — вопреки окрепшей тенденции фонограмм, все спектакли канадцев шли под «живое» музыкальное сопровождение.

Гости представили три варианта хореографии XXI века. Ловкий и аккуратный танцовщик Гийом Коте для своего спектакля «Бытие и ничто» 2015 года выбрал мелодии Филипа Гласса и непростые идеи эссе Сартра. Рассуждения французского философа о человеческих возможностях и свободе воли свелись к конкретным зарисовкам о любви, трепетной и трагической, состоявшейся и нет. Подчеркнуто бытовой сценический антураж: дверь, окно, ковер, кровать, лампочка, умывальник, телефон — сразу напоминает о биде, пылесосе и газовой плите «Квартиры» Матса Эка. Начинающий хореограф и не скрывает «первоисточника», своими миниатюрами продолжает историю гениального шведа, верно определив, что такие узнаваемые истерические микросюжеты всегда найдут понимание у неискушенной публики. Партитура движений грешит штампами, с которыми не без успеха борются артисты, самоотверженно и страстно разыгрывая вполне банальные людские отношения с наивной верой первопроходцев.

Второй опус «Paz de la Jolla» поставил Джастин Пек — чрезвычайно востребованный американец, только разменявший четвертый десяток лет, — самый молодой в истории хореограф-резидент «Нью-Йорк Сити балет». Увлечение Пека — мюзикл. За возобновление «Карусели» на Бродвее он получил Tony Award, а сейчас ставит танцы к новой киноверсии «Вестсайдской истории», над которой работает Стивен Спилберг. России Пек незнаком, его коротенький дуэт «Змеи и лестницы», показанный на «Контексте» прошлого года, яркого впечатления не произвел. «Paz de la Jolla» Джастин поставил в стиле экстремальной неоклассики. Он открыто берет цитаты из Баланчина и Роббинса, приправляет их собственными нюансами (мелькают непривычные позы и положения рук) и закручивает все в невероятно быстром темпе под чудесную музыку знаменитого чешского композитора Богуслава Мартину. С таким техническим наворотом способны справиться только виртуозы, и их в канадской труппе немало. Яркая радуга костюмов пляжного покроя, милая безмятежность и непринужденное веселье юных на морском берегу под ласковым солнцем. Легкий строй прелестной зарисовки не обременен смыслами, но скроен мастерски — по композиционной стройности и соотношению фрагментов.

После жизнеутверждающего опуса Джастина Пека настало время философии. Ученица Форсайта, лауреат множества премий, создательница собственной танцевальной труппы Kidd Pivot в Ванкувере — Кристал Пайт напрочь отбрасывает ханжеский взгляд на танец как усладу для глаз. Сегодня канадка — желанный гость в любой труппе, встречу с ней готовы ждать годами. Спектакль «Возникновение» («Emergence») она поставила в самом начале своей головокружительной карьеры, в 2009-м, специально для Национального балета Канады. Нелегко поверить, что этот концептуальный балет, полный брутальной мощи при отсутствии даже намека на сентиментальность, придумала и осуществила женщина. Зато сразу ясно, что на сцене насекомые, так похожие на людей, или человеческая толпа, мало отличающаяся от членистоногих и паукообразных. Пайп говорит, что ее подтолкнуло к работе исследование Стивена Джонсона о родственных связях муравьиной колонии, мозга человека и интернет-ресурсов. Под ритмизованные шумы Оуэна Белтона две агрессивные массы — мужская и женская — энергично «обрушиваются» на зрителей. Они выползают из трубы-туннеля, похожего на соту гигантского улья или чрево норы. Из бездушных массовых построений вдруг выпадают невоспитанные особи, их быстро поглощает стая, в которой так живучи инстинкты. Метафора спектакля жестока и страшна — зомбированная толпа губительно подавляет любое проявление индивидуальности. Шахматные перестроения кордебалета, вихри броуновских движений, стремительные пробежки выполняются артистами точно, безукоризненно и азартно.

Впереди у канадцев — выступления на сцене Мариинки, а Первопрестольная принимает финалистов конкурса — молодых хореографов Context Lab, среди шести участников не только москвичи и петербуржцы, но и авторы из Екатеринбурга, Ставрополя, Берлина. Лучшим, по мнению жюри, стал номер «Вдоль другого», его автор Ольга Тимошенко награждена стажировкой в одной из ведущих европейских компаний современного танца.

Фото на анонсе: Каролина Курас