Француз Большой благословил

Елена ФЕДОРЕНКО

07.06.2018

На Исторической сцене Большого театра состоялись гала-концерты звезд мирового балета «Посвящение Петипа».

На беглый взгляд, вечера в честь великого хореографа не имели внутреннего драматургического стержня, и в антракте знатоки роптали: «Сборная солянка». Действительно: где Петипа, для которого классическая гармония — центр мироздания, и где современные радикалы — Анжелен Прельжокаж, Рассел Малифант, Сиди Ларби Шеркауи. Разные вселенные. Вот «Бриллианты» Джорджа Баланчина с колдовскими тенями петербургского балета рифмуются, и сам Баланчин сожалел, что время развело его с главным архитектором классического танца. Да и образцовые дуэты от Джона Крэнко и Кеннета Макмиллана — в тему, годятся. Однако в орбиту торжеств попали разные школы, стили, направления. Шедевры Петипа, сложившие большой стиль русского императорского балета, весь мир относит к золотому наследию. Они в репертуаре главных театров планеты, и наполнять юбилейные афиши только ими — ход тривиальный.

Остановились на разумном сочетании традиции и авангарда, соседстве звездных солистов и тех, кто только начинает. В итоге прочертили перспективу от раритетов к новинкам, тем более что Петипа не сразу создал академически образцовые виды и формы сценического танца, а складывал их на протяжении долгой и счастливой творческой жизни, постоянно интересуясь экспериментами. Легендарное имя объединило всех, и в том — концепция. Не учли организаторы только одного: каждый вечер продолжался более четырех часов (программы за малым исключением повторяли друг друга).

В Москву съехались танцовщики из разных театров, больше других — из Мариинки и Парижской оперы. Неудивительно. С Петербургом накрепко связана почти вся жизнь француза по крови, рождению, воспитанию. Много номеров представили хозяева — и тут есть логика, ведь Москву балетмейстер любил, называл великой древней столицей, для Большого ставил балеты, в том числе знаменитый «Дон Кихот». Чередой шли дуэты — ценитель прекрасного пола не сомневался, что искусство призвано раскрывать тайну любви и прославлять женские чары.

Хореографию юбиляра представили несколькими фрагментами. Обаятельные петербуржцы Олеся Новикова и Леонид Сарафанов с тонким чувством стиля «отпраздновали» в дуэте свадьбу Авроры и Дезире из «Спящей красавицы». Москвичи Дарья Хохлова и Артемий Беляков достойно станцевали па-де-де Принцессы Флорины и Голубой птицы. Лукаво и изящно исполнили любимый конкурсный шлягер из «Талисмана» их коллеги Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин.

В замешательство привели звезды Парижской оперы Людмила Пальеро и Матиас Эйман, наделив Китри и Базиля из «Дон Кихота» в нелогичной версии Рудольфа Нуреева цирковыми манерами и трюками, что наверняка обескуражило бы виновника торжества, отрицавшего бессмысленную виртуозность. Растерялся и оркестр под управлением Алексея Богорада. Для парадного финала выбрали Гран-па из «Раймонды», и смотреть на гармоничную пару Ольги Смирновой и Семена Чудина было истинным наслаждением.

Еще один номер связали с именем юбиляра. «Лебединое озеро» — символ классического балета — Петипа сочинял вместе со своим преданным помощником Львом Ивановым, чье адажио из великого «белого акта» представили хрупкая Люсия Лакарра и Марлон Дино. Столь же трогательные отношения они сложили в струящейся пластике «Закрученной спирали», хореограф Рассел Малифант.

Юной паре Большого Алене Ковалевой и Якопо Тисси волнение не позволило постичь грезы Баланчина о мифе русского балета — адажио из «Бриллиантов» в их трактовке показалось старательно-ученическим. В другом баланчинском шедевре — па-де-де на музыку Чайковского — блеснули элегантные петербуржцы Виктория Терешкина и Владимир Шкляров. В дар Петипа горькую песню любви-прощания пропели Светлана Захарова и Михаил Лобухин. Непростой дуэт «Тристан и Изольда» Кшиштофа Пастора прозвучал безупречно и по технике, и по поэтической мысли.

Изысканная, точеная, как куколка, этуаль Парижской оперы Се Юн Пак запомнилась в Большом классическом па Виктора Гзовского, ей помог Артем Овчаренко, заменивший неприехавшего партнера. Он же вместе с Кристиной Кретовой представил фрагмент из балета «Нуреев» в хореографии Юрия Посохова. Отношения неистового Руди и Марго Фонтейн, талантливые интерпретаторы выстроили пронзительно, соединив иллюзии и меланхолию, нежность и страдание. Еще одну love story представили петербуржцы Екатерина Кондаурова и Юрий Смекалов. Их обжигающая страсть в обольстительном адажио с поцелуем из балета «Парк» Анжелена Прельжокажа «извиняла» куртуазную фривольность версальских нравов. Изабель Герен и Лоран Илер, для которых хореограф сочинял «Парк», находились в Большом, она — на сцене, он — в зрительном зале. Экс-прима Парижской оперы давно разменяла шестой десяток, как и ее партнер Манюэль Легри. Но никакой тяжести лет или проблем с техникой не ощущалось. Две грустные истории с фатальным финалом: «Свидание» Ролана Пети и «Прощальный вальс» Патрика де Бана дышали свежестью чувств, недосказанностью, тонкими хитросплетениями отношений. 55-летняя Алессандра Ферри тоже из породы негасимых звезд. Медитативный нежный дуэт с харизматичным Марсело Гомесом из балета «После дождя» в постановке Кристофера Уилдона утонченно и нежно оживил в памяти волшебные танцы легендарного поколения.

Гала подарил еще одну долгожданную встречу — с любимицей столичных балетоманов Натальей Осиповой, представляющей сегодня «Ковент-Гарден». Поклонники соскучились по ее головокружительным вращениям и неукротимым прыжкам, но балерина приготовила иное — с Джейсоном Киттельбергером исполнила аскетичный и непонятный дуэт из балета «Кутб» Сиди Ларби Шеркауи. Темное пространство, непостижимые смены прихотливых акробатических поз, без заминок перетекавших одна в другую: плавно, тягуче, без суеты. Тем зрителям, кто попал на второй вечер, досталась еще «Манон» — фрагмент из балета Макмиллана Наталья танцевала с Владимиром Шкляровым. Очевидцы признаются, что это было потрясающе.

Вечер дал историческую панораму развития искусства хореографии от Петипа до наших дней, измерив насыщенный событиями путь традиций и новаторства. Так что Петипа — с нами, его эра продолжается, да и календарный год, посвященный 200-летию гения, пока не завершен.