Возможны «Вариации»

Елена ФЕДОРЕНКО

25.05.2017

Московская академия хореографии показала своих выпускников на Исторической сцене Большого театра.

Репертуарные пируэты концертов, ежегодно представляющих балетное будущее, в последние годы не перестают удивлять. Давно сданы в архив умилявшие программы из привычных номеров, что десятилетиями переходили по эстафете от одного выпускного к другому. Теперь каждый вечер радует разнообразием и увлекает интригой. В приглашении современных западных хореографов (полезный опыт недавних лет) сделали паузу, сосредоточив внимание на отечественных достижениях в области балета. В этом видится не только почитание традиций, но и проявление учительской мудрости — время от времени чрезвычайно важно взглянуть на свою историю и услышать переклички идей сочинителей, творивших в разные эпохи. Подготовили два одноактных бессюжетных балета и дивертисмент, собранный из любопытных  работ, — вышло и элегантно, и стильно. 

Романтическая греза Михаила Фокина «Шопениана», рожденная в начале прошлого столетия, — из числа базовых ценностей. С этим никто не поспорит, но так сложилось, что шедевр, сохраняемый в репертуаре Большого, давно уже не встречался со зрителями. Решение восстановить манящую и ускользающую красоту идеального мира, представить новых воздушных дев, юных и утонченных, попало в «десятку». Балетоманы со стажем помнят, как пролетала через сцену в мазурке Сильфида Марины Леоновой. Сегодня Марина Константиновна — ректор Академии хореографии, сама возобновила этот пленительный спектакль мимолетных видений, пригрезившихся Художнику. Герой-мечтатель в исполнении Марка Чино тянется к эфирным прелестницам, среди которых необыкновенно хороша нежная дева грациозной Камиллы Мацци. Прямо скажем, пластическая кантилена с мерцающими мелкими па, полутонами и недоговоренностями доступна пока не всем, но грамотная выучка, чувство ансамбля и танцевальная осмысленность безусловны.

Что подтвердили и «Вариации на тему рококо», сочиненные несколько лет назад худруком Пермского балета Алексеем Мирошниченко на музыку Чайковского. Выбор этого спектакля добавил вечеру глубокий смысл и вывел красивую рифму. Хореограф вступил в диалог с неоклассикой Баланчина, выстроившего в свое время оригинальную эстетику на ассоциациях с петербургским «белым балетом», в том числе и фокинской «Шопенианой». Редким артистизмом и технической свободой порадовала вся семерка исполнителей, освоивших сложную пластическую речь с непривычными деталями, акцентами, штрихами. Совсем не ученической серьезностью и изысканностью запомнились студенты предвыпускного курса Александра Трикоз и Денис Захаров, чей последний школьный звонок прозвучит в следующем году, когда МГАХ, как и весь мир, будет праздновать 200-летие Мариуса Петипа. Настроение «Вариациям» добавил виолончелист Арсений Котляревский, с блеском сыгравший виртуозное соло. Вдохновенно звучал оркестр Большого театра под управлением Игоря Дронова.  

Дивертисмент открыли фрагментом из второго акта «Лебединого озера» Чайковского в хореографии Льва Иванова — с взволнованной и ладной птичьей стаей и необыкновенной Одеттой Татьяны Осиповой — высокой музыкальной балерины с точеной фигурой и прекрасными ногами. Девушка с такими великолепными данными не должна затеряться в кордебалете. «Па-де-де» из «Тщетной предосторожности» Гертеля (хореография Александра Горского) с блеском провели Елизавета Кокорева и Денис Захаров. С этой парой, умеющей танцевать чисто, играть ясно, нам предстоит встретиться на Международном конкурсе артистов балета, который откроется в Большом уже 10 июня. Денис же недавно завоевал Гран-при на состязании лучших учеников российских хореографических школ «Русский балет». 

Проникновенный дуэт сложился у Станиславы Постновой и Анатолия Сои, безупречно исполнивших адажио из «Призрачного бала» Дмитрия Брянцева на музыку Шопена. Правда, выпускникам доверили номер на вырост — чтобы понять обжигающую любовную страсть, ведущую к разлуке и отчаянию, нужно пожить и хлебнуть разочарований. Трактовка, впрочем, вышла по-своему убедительной: нежная юность в своих первых желаниях верит, что какая-то таинственная сила оградит от смятений темных бурь. Лирические истории завершили па-де-де из «Спящей красавицы» Чайковского — Петипа в благородном прочтении Камиллы Мацци и Марка Чино.

Любителям головокружительных трюков, а они есть во всяком зрительном зале, пришлись по сердцу невероятные победные прыжки Игоря Пугачева в дуэте из «Пламени Парижа» Асафьева (хореография Василия Вайнонена). Вряд ли когда-либо Пугачев предстанет классическим принцем, но для его полетов репертуар всегда найдется. В кулуарах говорят, что Игорь, как и Марк Чино, готовится к предстоящему конкурсу, причем ребята примут участие в нем уже как артисты труппы главного театра страны. 

Среди характерных танцев концерта особо впечатлили зажигательный «Форбан» из «Корсара» Адана — Петипа и сюита из балета «Гаянэ» Хачатуряна в постановке Нины Анисимовой. В пиратской вольнице и горном становище чабанов солировала прелестная Анна Лебедева — непосредственная, кокетливая, задорная, органичная. Вариацию Армена Валерий Аргунов исполнил с яростным желанием увлечь публику, что обаятельному фактурному выпускнику удалось сполна. Многие из вчерашних учеников, а среди них семь лауреатов престижных смотров и конкурсов, заинтриговали балетоманов. С не меньшим интересом посвященные в тайны закулисья наблюдали за реакцией двух харизматичных руководителей балетных трупп — Большого и Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко: Махар Вазиев и Лоран Илер определялись с выбором новобранцев. Оба выглядели довольными. Совсем скоро мы узнаем об их решении.