«Садко» против «Вольного стрелка»

Елена ФЕДОРЕНКО

29.04.2019

Накануне весенних праздников главные музыкальные театры столицы провели пресс-конференции, посвященные репертуарным планам на следующий, 2019/2020 сезон. Большой на день опередил соседа — ​Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Творческими перспективами ГАБТа на 244‑й театральный год поделились генеральный директор Владимир Урин, главный дирижер — музыкальный руководитель Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев.

Важные оперные события приурочены к 175-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова. Формально дата прошла в марте, но давняя традиция объявлять весь календарный год юбилейным — ​позволяет подключиться к празднованию с опозданием. «Садко» поставит Дмитрий Черняков, чьи спектакли неизменно делят зрителей на два противоборствующих лагеря. Режиссер, востребованный главными музыкальными домами мира, возвращается в ГАБТ после 8–летнего перерыва и выступит еще и в роли художника. «Сказку о царе Салтане» доверили Алексею Франдетти. За дирижерским пультом — ​Туган Сохиев.

Продолжит театр создание копродукций: «Дидона и Эней» английского барочного композитора Генри Перселла в режиссуре стремительно набирающего популярность Венсана Уге — ​совместная постановка Большого и фестиваля Экс-ан-Прованса. Для маэстро Кристофера Мулдса премьера не станет дебютом в ГАБТе — ​он уже дирижировал здесь операми Моцарта. Кстати, новое сценическое прочтение моцартовского «Дон Жуана» вскоре появится в афише. Похождения дерзкого героя «выстроят» худрук Молодежного театра на Фонтанке, мастер русского психологического театра Семен Спивак и Туган Сохиев. Он же поведет оркестр в «Мазепе» Чайковского и в «Анне Болейн» Доницетти — ​обе оперы прозвучат в формате концертного исполнения.

Третья сцена ГАБТа — ​Камерная (в недавнем прошлом — ​Театр имени Бориса Покровского) добавила не только хлопот, но и заметно увеличила число премьер. Согласно заветам Бориса Александровича, «это — ​пространство, открытое экспериментам и редко исполняемым произведениям». Одну из первых русских комических опер екатерининских времен «Гостиный двор» (оригинальное название — ​«Как поживёшь, так и прослывёшь») композитора Василия Пашкевича поставит дуэт молодых: режиссер Глеб Черепанов и маэстро Филипп Чижевский. Их ровесники — ​постановщик Олег Долин и дирижер Айрат Кашаев приступают к репетициям «Маленького трубочиста» Бенджамина Бриттена. Распутывать любовный треугольник в «Искателях жемчуга» Жоржа Бизе доверено режиссеру Владиславу Наставшеву и дирижеру Алексею Верещагину — ​тоже из поколения до сорока.

Предстоящий сезон в области балета Махар Вазиев определил как «колоссально сложный», и слишком рискованный — ​добавим мы. Редакцию «Жизели» представит Алексей Ратманский, который серьезно увлекся реконструкцией наследия. От хореографа, сотрудничество с которым обещали несколько лет, ждали произведения эксклюзивного на тему неизведанную. Правда, Ратманский умеет работать со старинными шедеврами, возвращая им забытую культуру движений и благородные манеры, да и «Жизель» готовит специально для Большого. Этот образец наследия — ​один из самых благополучных, не вызывающий ярых споров — ​живет в ГАБТе в любимой зрителями редакции Юрия Григоровича, а до недавнего времени существовала и версия Владимира Васильева, имевшая своих почитателей. Резоны новой инициативы объяснятся осенью, когда хореограф приступит к репетициям в Москве и встретится, как обещано, с журналистами. Пока же известно только, что в декорациях спектакля «прозвучат» мотивы Бенуа.

Вечер одноактных балетов объединит три названия. «Танцеманию» на музыку Юрия Красавина сочинит Вячеслав Самодуров — ​этот проект выпал из нынешнего сезона. Известный хореограф уже ставил в Большом двухактную «Ундину» — ​сложную и недооцененную, где вместо внешней фабулы выстраивался глубокий внутренний смысл, определявший саму форму повествования. Два других балета программы — ​рискованный эксперимент, смелый шаг с надеждой — ​на авось. «Времена года» на музыку Александра Глазунова доверили Артемию Белякову — ​талантливому, эмоциональному, темпераментному солисту Большого театра. Искусство хореографа он постигал под руководством Михаила Лавровского и дебютировал как балетмейстер восемь лет назад «Жалобой» на музыку Генри Перселла, ранее не исполнявшуюся в России. Это была тонкая и робкая попытка переноса миражей барочной музыки в образы танца. Третья одноактовка называется «Сделано в Большом», музыка Анатолия Королева, хореография Антона Пимонова. В недавнем прошлом — ​танцовщик Мариинского театра, сегодня Пимонов — ​правая рука Самодурова в Екатеринбургском балете и уже поставил несколько спектаклей в театрах Москвы и Петербурга. Опусы хореографа — ​грамотные и красивые, дистиллированные и отстраненные. Похоже, «Вечер балета» задуман как прорыв в будущее, попытка анализа танцевальных структур, когда инструментальная чистота пластики не требует внятной истории, а творит свой сюжет.

Еще одна мировая премьера — ​двухактный балет «Мастер и Маргарита» в постановке Эдварда Клюга на музыку Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке. Спектакли худрука Балета Марибора Россия видела. Недавно на сцене Большого появился «Петрушка» Игоря Стравинского в хореографии Клюга, неоднозначно принятый публикой. Желание словенского сочинителя соединить трудносочетаемые ингредиенты: наивный сюрреализм, психологические подтексты, изящный абсурд — ​вполне подходит для образов булгаковского романа. Они давно манят хореографов — ​Юрия Григоровича, Бориса Эйфмана, Владимира Васильева (фильм «Фуэте»), Май Мурдмаа. Загадочный текст привлекал режиссеров кино, драмы, мюзикла, но никому так и не поддался. В лучшем случае удавались отдельные сцены великого первоисточника. Удастся ли на этот раз приблизиться к разгадке авторских смыслов, зрители узнают через год.

Для Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко осенью наступит 101-й сезон. Яркий и незабываемый юбилейный марафон близится к финалу и «можно выдохнуть, отдать долги и сделать то, на что не хватало времени», — ​считает худрук оперной труппы Александр Титель. Впрочем, репертуарные планы с обширной программой премьер не сулят расслабленности и передышки. «Театр-дом» на Большой Дмитровке потянуло к модной копродукции — ​в содружестве с фестивалем Экс-ан-Прованса и Национальной оперой Нидерландов труппа представит «Похождения повесы» Игоря Стравинского в постановке Саймона Макберни, оркестр поведет молодой штатный дирижер театра Тимур Зангиев.

Руководитель оперы приступит к репетициям «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера — ​этот романтический раритет редко появляется на сценах мира, дирижер — ​Фабрис Боллон. Александр Титель представит еще одну новинку «под интригующим названием «Зимний вечер в Шамони», это — ​продолжение наших опереточных изысканий». Зазвучит популярная музыка Жака Оффенбаха и Франца Легара, Иоганна Штрауса и Имре Кальмана. Непростой «легкой» музыкой «займется» британский маэстро Уильям Лейси, которого связывает с московским Музтеатром давнее сотрудничество. Вернется на сцену «Манон» Жюля Массне в память о замечательном латвийском актере и увлеченном оперном режиссере Андрейсе Жагарсе, за пультом — ​музруководитель и дирижер-постановщик Феликс Коробов. Уютное пространство Малой сцены примет старинную «Оронтею» Антонио Чести — ​итальянского композитора XVII века. К лукавой комедии с пиратами и похищениями скоро приступят молодой дирижер Ариф Дадашев и режиссер Ирина Лычагина, тонко выстраивающая пластическую партитуру.

«Дон Кихот» в неизвестной России редакции Рудольфа Нуреева откроет парад танцевальных премьер, с которыми познакомил художественный руководитель балета Лоран Илер. Нуреевскую трактовку этого самого московского шедевра классического наследия экс-этуаль Парижской оперы Илер считает выдающейся и заявлял ее как событие сезона 2017/2018, но финансовые затруднения помешали осуществить этот пышный спектакль. Он сам приступит к постановке, призвав в помощницы свою великолепную партнершу Изабель Герен.

Над мировой премьерой московского сезона размышляет Гойо Монтеро — ​испанец, десять лет возглавляющий Балет Нюрнберга. Его радикальная и изобретательная «Золушка» несколько лет назад удивила зрителей Чеховского фестиваля отказом от сказочной мечты и сосредоточенностью на мистике и ужасах.

Акрам Хан — ​британец бангладешского происхождения — ​поставит обновленную версию своего одноактного, популярного в мире спектакля «Kaash», построенного на смешении техник: contemporary dance, восточных единоборств и индийского классического танца катхака. Жизнерадостный хореограф верит в пластическое искусство как в мощную силу, способную «изменять, объединять и доставлять наслаждение». Продолжая освоение неведомого креатива, балет Музтеатра на сей раз не забыл о собственных раритетах. В репертуар вернутся «Вариации» в хореографии Владимира Бурмейстера на музыку Жоржа Бизе после многолетнего перерыва, над возобновлением поработает замечательный педагог-репетитор Маргарита Дроздова.

Не только в Большом, но и на Большой Дмитровке побеспокоят «Жизель» — ​Илер сам решил подготовить новую редакцию спектакля для французского турне. Впрочем, о гастролях ГАБТа и Музтеатра, любопытных проектах, выставках, фестивалях, юбилейных вечерах, иностранных гостях, уникальных концертах «Культура» расскажет осенью, сразу после сбора трупп знаменитых театров.

А пока — ​сезон продолжается. В Большом готовится премьера «Евгения Онегина» Чайковского в постановке Евгения Арье и Тугана Сохиева (15 мая, Историческая сцена). В середине июня Новая сцена вновь встретит «Симфонию до мажор» Джорджа Баланчина на музыку Жоржа Бизе и впервые окунется в «Парижское веселье» от Мориса Бежара на музыку Жака Оффенбаха. Его же опера-буфф «Перикола» готовится к прописке на Камерной сцене имени Бориса Покровского.

В Музтеатре полным ходом идут репетиции «Отелло» Джузеппе Верди, оперу ставит Андрей Кончаловский, дирижер Феликс Коробов. Режиссер стремится «вызвать у зрителя ощущение эстетической гармонии зримого со слышимым». Завершится 100-летний сезон июльским Гала-концертом балетной труппы, в которой невероятно быстро окрепли незаурядные дарования и раскрылись яркие индивидуальности.


Фото на анонсе: Михаил Логвинов/stanmus.ru