Блеск и нищета GM

Нильс ИОГАНСЕН

23.09.2013

105 лет назад, 16 сентября 1908 года, была основана General Motors Corporation (GM). Она должна была занять главенствующее место на американском и мировом авторынке.

«Что хорошо для General Motors — хорошо для Америки», — это высказывание 30-х годов ХХ века давно потеряло актуальность. В экономических реалиях наших дней все как раз наоборот. Да и статус крупнейшего в мире автопроизводителя компания потеряла еще пять лет назад, аккурат под свое столетие. Такой печальный подарочек на юбилей. А ведь были времена...

Оптом и в розницу

Основатель GM Уильям Дюрант, владелец компании Buick, начал новый бизнес очень активно. В том же 1908 году в состав концерна вошла фирма Oldsmobile, через год купили Cadillac. В 1911-м он же с партнером создал Chevrolet, а вскоре выкупил доли остальных акционеров. Постепенно в концерн вливались все новые и новые производства, какие-то бренды сохранялись, иные уходили в небытие. В начале ХХ века число автомобильных фирм, тем паче в Америке, практически не поддавалось подсчету, и бизнесмен выбирал лучшее.

Такая вдумчивая селекция дала отличный результат — концерн стал инновационным лидером всего мирового автопрома. Самые большие по объему и мощности моторы, наилучшие трансмиссии, роскошные салоны, пафос и престиж. Американские автомобили тогда по праву считались лучшими, а продукция GM — в особенности. Вспомним главный успех Робби Локампа и его друзей из романа Ремарка «Три товарища» — они продали большой Cadillac. И хорошо заработали.

Кстати, примерно в то же время GM сделала в Германии крупное приобретение — буквально за копейки был куплен Opel. В хаосе Великой депрессии деньги имелись далеко не у всех, американская автомобильная индустрия тоже едва выживала. Множество компаний вылетели в трубу или были куплены конкурентами, а вот главная корпорация почему-то с финансами никогда проблем не испытывала. Причем с самого момента основания. Кто именно тогда был реальным владельцем GM, неизвестно, но все без исключения масштабные сделки слияний и поглощений тех лет связаны с крупнейшим американским банковским капиталом.

Рассвет над Детройтом

Но средства — стоит признать — тратили с умом. Как раз в 30-е корпорация совершила революцию в мировом автопроме — появились первые машины с автоматической трансмиссией. Вернее, сначала полуавтоматической, но не суть. АКПП придумали в Америке и сделали на GM, а именно — в подразделении Chevrolet. В Cadillac тогда же производили авто с умопомрачительным мотором V-16 объемом аж 7,4 литра. Причем с этим движком шли не только лимузины, но даже купе и кабриолеты. Огромный длинный капот, вытянутые капли фар, стекающие назад крылья — это было воплощение мощи и стремительности. Модель Series 90 Convertible Coupe считается одним из шедевров мирового автопрома, наравне с такими великими творениями, как Horch 850-й серии или Mercedes-Benz W198 «Gullwing».

Победный марш американской экономики не остановила даже Вторая мировая война. Более того, США на ней отлично заработали. В том числе и General Motors. С одной стороны, в армии союзников по антигитлеровской коалиции шли машины от «GM Truck and Coach Division», с другой — одним из самых распространенных грузовиков вермахта был Opel Blitz. Иными словами, кому война, кому мать родна. Элегантный кабриолет Buick Super (старт продаж — в 1947 году) разрабатывали в то время, когда на советских заводах висели плакаты «Все для фронта, все для Победы!».

50-е и 60-е. Элвис Пресли, его многочисленные авто марки Cadillac. Еще одна легенда тех лет — Chevrolet Corvette C1. Классика, культовый автомобиль. Чуть позже появился Chevrolet Camaro (1967) — и это название тоже произносят с придыханием.

Банкротство по-американски

Но эпоха первенства штатовских автомобилей на тот момент уже закончилась. Европейцы, прежде всего немцы, вырвались вперед, созданная ими техника оказалась совершенней. А потом навалились японцы, и в Детройте начались серьезные проблемы. Сначала их удавалось решать за счет практически дармовых государственных кредитов. До определенного момента помогали и филиалы — Opel, Vauxhall и Holden. Оптимизировались расходы, такие марки, как Oldsmobile и Buick, перестали производиться.

Да и на мировом рынке, по сути, машины из США исчезли. Авто с фирменным крестом Chevrolet на фальшрадиаторной решетке, которые продаются сегодня в Европе и у нас, — корейские Daewoo. Увы, «полноразмерные», то есть гигантские, с прожорливыми моторами V6 и V8 автомобили, которые продолжают делать в США, никому не нужны. В том числе и самим американцам. Они пересаживаются на легковушки из Японии, Южной Кореи, а теперь и Китая.

Инвестиционный проект с итальянцами завершился провалом, FIAT оказался еще тем приобретением. Daewoo Motors (не путать с огромной госкорпорацией Daewoo) не спасает. Opel убыточен — минус 1,8 млрд долларов по итогам 2012 года.

Впрочем, упасть GM не дадут, сегодня это уже не частная лавочка, а государственная компания. В 2009 году корпорация, на которой висели огромные долги, прошла процедуру банкротства. С нее списали все, что она была должна, на специально созданную Motors Liquidation Company. А очищенные от обязательств активы передали вновь созданному юрлицу под старым названием General Motors Company. Контрольный пакет акций достался властям (60% — США, 12% — Канады). Инвесторам — частным держателям акций GM, коих в стране было великое множество — по доброй американской традиции показали поднятый вверх средний палец.