«Горбатого» тюнинг исправит

Нильс ИОГАНСЕН

23.09.2015

55 лет назад, 1 октября 1960 года, с конвейера Запорожского автомобилестроительного завода сошла первая микролитражка ЗАЗ-965. «Горбатый», как его прозвали в народе, стал первым по-настоящему массовым личным советским автомобилем. А сегодня это чуть ли не культовая техника.

Дешевый компактный городской автомобильчик, экономичный, простой, неприхотливый — именно такие пользовались наибольшим спросом в послевоенной Европе. Немцы запустили производство знаменитого «Жука», англичане — Mini, французы — Citroën 2CV, итальянцы — FIAT-600. Последний понравился руководству СССР и его скопировали. Машину решили производить на заводе «Коммунар», который ранее делал комбайны и сеялки-веялки. Предприятие переименовали в «Запорожский автомобилестроительный завод», частично переоснастили, и перерезали ленточку.

Появление «горбатого» в магазинах — эпохальное событие. Всего 1600 послереформенных рублей, недорого. Интересно, что появление «народного» автомобиля привело к развитию индивидуального туризма, что немедленно нашло отражение в кинематографе. Уже в 1963 году 965-й появился в ленте «Три плюс два» по сценарию Сергея Михалкова. На ЗАЗе, напомним, до крымской Ривьеры добирались героини этого фильма. С тех пор «горбатый» надолго прописался в отечественном кино, снявшись в таких картинах, как «Однажды двадцать лет спустя», «Ларец Марии Медичи», «Акселератка», а также в двух выпусках знаменитого мультсериала «Ну, погоди!». Более того, самодельный кабриолет, созданный из 965-го, легко узнаваем в фильме «Будьте моим мужем». 

Сегодня на «горбатых», его потомках — «ушастых» и 968-х, — давно уже никто не ездит, тем более дамы. Увидеть их на дороге можно очень редко, да и то где-нибудь в глухой провинции. ЗАЗы по большей части сданы на металлолом по программам утилизации.

В более-менее приличном состоянии «горбатый» нынче стоит от 100–150 тысяч рублей, все что дешевле — гнилье, либо нечто с «кривыми» документами. А спрос есть. Симпатичный ретро-автомобильчик — очень популярный объект для тюнинга. Самый простой вариант — поменять кресла на современные (от ВАЗ-2108) и покрасить машину в красный цвет с круглыми черными пятнами. Получается божья коровка.

Более продвинутые «кулибины» идут значительно дальше, родным остается только кузов, да и то частично. Мощный импортный двигатель, подвеска тоже от какой-нибудь иномарки, широченные колесные диски и крутой салон. Стоить такой «пепелац» может очень прилично, до миллиона рублей, а то и больше. Эксклюзив, стиль и все такое.

На выставках типа «Автоэкзотики» можно встретить самые разные творения на тему «горбатого». Лимузин, кабриолет, фургончик, кто-то даже видел ЗАЗо-джип. Попадаются и восстановленные в оригинале машины, но они мало кому интересны. Серьезные коллекционеры предпочитают «Чайки» и «ЗиСы», на худой конец — «Победу» или «Волгу» ГАЗ-21. Платить 250–300 тысяч рублей за украинский раритет желающих практически нет.

Лет через десять 965-х совсем не останется. А вот за границей у всех четырех «родственников» советского автомобильчика есть потомки. Volkswagen выпускает New Beatle, в Великобритании — Mini (в том числе «заряженные» Cooper и Cooper S), французы доводят до ума Citroën 2CV – II, а итальянцы продают FIAT 500. Все эти машинки позиционируются как наследники великих автомобилей давно минувших дней. Денег стоят прилично, как хороший седан D-класса. «Горбатому» это, к сожалению, не грозит — наследников у него не будет. Во всяком случае, при нынешнем правительстве «страны 404». Запорожский автогигант лежит на боку. Последние несколько автомобилей из китайских машинокомплектов собрали еще летом 2014-го, после чего всех работников предприятия сократили. На ЗАЗе висят колоссальные долги, да и с правом собственности ситуация неопределенная. Уволенные рабочие выживают за счет того, что на списанном оборудовании производят запчасти, причем не только для «Запорожцев». В городе нынче действует несколько подобных артелей.