Адмирал Комоедов: «Команда должна готовиться к переходу на «Мистраль»

Виктор СОКИРКО

02.12.2014

Корреспонденту «Культуры» удалось узнать, как живут находящиеся во Франции российские моряки.

Сейчас они базируются на «Смольном» — это учебный корабль Ленинградской военно-морской базы, используемый во французском порту как плавучая казарма для российской команды. Он пришвартован неподалеку от «Мистраля», там наши тоже бывают: обживают корабль и проходят на нем обучение в строго регламентированное время.

Российский экипаж для двух вертолетоносцев (второй, «Севастополь», должен быть передан России в 2015 году) в количестве 500 человек прибыл в Сен-Назер в конце лета нынешнего года. 400 человек — две корабельные команды, остальные — офицеры обеспечения палубной авиации, которые проходят отдельную программу обучения и стажируются на действующих французских вертолетоносцах. Матросов, старшин и мичманов разместили в кубриках «Смольного».

— Контрактом определено и нахождение нашего экипажа на «Мистралях», — прокомментировал «Культуре» ситуацию председатель комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов. — Если французы в вопросе передачи кораблей скажут окончательно «оревуар», нужно сворачиваться. А пока команда должна готовиться к переходу. Если экипаж не будет готов, то корабль придется взять на буксир и проходить обучение при такой транспортировке — это прописано в военно-морском уставе.

Условия на «Смольном», может, не очень комфортные, но безопасные, считают в Главном штабе ВМФ. Ну и, видимо, материальная сторона сыграла не последнюю роль — проживание такого количества людей в отелях влетело бы военному ведомству в копеечку. А ведь предполагалось, что командировка продлится не более двух месяцев.

Попытки использовать российских моряков в качестве мишеней «украинского дипломатического кризиса» начались практически с первых дней их пребывания в Сен-Назере. 6–7 сентября им даже запретили покидать «Смольный» из-за антироссийских демонстраций, в которых участвовали и украинские эмигранты. Впрочем, акции были весьма малочисленны и вскоре прекратились. А вот простые французы настроены миролюбиво — во‑первых, контракт на постройку кораблей обеспечил работой сотни докеров, во‑вторых, матросы ведут себя скромно: выходя в город, дисциплину не нарушают.

Хотя с французской стороны прием оказался холодноватым. Для «Смольного» отвели самый дальний причал, стоянка окружена проволокой, это объяснили как необходимую меру безопасности. Впрочем, наши моряки не особо сетуют — не на отдых же приехали, да и с питанием все в порядке, его регулярно доставляют российские торговые суда. Проблемой стало отсутствие связи с родными, но и тут нашли выход — подключаются к бесплатному интернету в порту.

— Обеспечение экипажа, принимающего корабль в другом государстве, — забота местных властей, даже если это не прописано контрактом — по законам гостеприимства, — говорит контр-адмирал Анатолий Негреев, советник гендиректора «Рособоронэкспорта». — Например, когда индийские моряки принимали в Северодвинске авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), им были обеспечены все необходимые условия проживания и обучения, они свободно общались с российскими коллегами. Расставались друзьями.

Сейчас, несмотря на проволочки с передачей «Мистраля», российский экипаж продолжает процесс изучения корабля. И верит, что в скором времени предстоит переход домой.