Служба вытанцовывается

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА, Новосибирск

28.03.2019

1 апреля стартует весенний призыв. За три с половиной месяца казармы пополнятся 128 тысячами новобранцев. Впрочем, долг Родине можно отдать и иным способом — на альтернативной гражданской службе (АГС). Подобный путь пока не слишком популярен, в прошлом году на предприятия направили всего 687 молодых людей. Профессии утверждает Министерство труда и социальной защиты: в 2019-м в список вошли 140 должностей. Как правило, это тяжелая и неквалифицированная работа — буфетчики, санитары, кочегары котельной, мойщики посуды и операторы связи. Однако есть в перечне и экзотические — творческие — профессии. Например, артист балета.

Первые шаги к появлению альтернативной службы в России были сделаны еще в XVIII веке: наша страна обогнала даже «просвещенную» Европу. Екатерина II освободила от необходимости тянуть армейскую лямку представителей Протестантской церкви (меннонитов), приглашенных в Российскую империю. В конце XIX столетия, после введения всеобщей воинской повинности им позволили служить во вневойсковых командах. В годы Первой мировой, а также в советскую эпоху законы продолжали меняться. Так, декрет СНК от 4 января 1919-го освобождал по религиозным убеждениям от воинской повинности и разрешал устроиться, например, санитаром. А в 1930 году была введена военно-производственная служба — рабочие и инженеры отправлялись на заводы и фабрики, где трудились два года, но еще три года считались в долгосрочном отпуске и поэтому могли быть направлены на учебные сборы на промышленные предприятия. Однако в 1939-м от данной инициативы полностью отказались. К идее АГС вернулись лишь в 1993 году при подготовке Конституции РФ, и в 2002-м был принят соответствующий федеральный закон.

Сегодня пройти альтернативную службу можно не только в больницах, домах престарелых, психоневрологических интернатах, отделениях почтовой связи, но и в учреждениях культуры — музеях и драмтеатрах. А также в театрах оперы и балета: в Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске, Перми... В весенний призыв 2019-го шесть артистов балета поедут служить в Новосибирск, Екатеринбург и Владивосток. Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ) попал в заветный список лишь в 2017 году. Для крупнейшего музыкального театра России это был важный шаг, спасший институцию от оттока танцовщиков и кризиса репертуара.

Батман в кирзовых сапогах

В полуторамиллионном городе театр гордо называют «Сибирский Колизей». Привычка «равняться на старших», характерная для многих удаленных от столицы регионов, — способ ощутить связь с «большой землей». Рядом с Новосибирском — университетский Томск: «Сибирские Афины», как прозвали его местные жители. В случае с НОВАТом, памятником архитектуры, громкое сравнение оправданно: площадь сооружения значительно превосходит размеры Большого театра. Не меньше впечатляет и история, изначально здесь планировали возвести футуристический Дом науки и культуры — с библиотекой, музеем, лабораториями и огромным зрительным залом, через который могли шествовать демонстрации. Строительство началось в 1931-м и длилось свыше десяти лет. За это время проект кардинально переработали, ДНиК стал театром, а архитектура приобрела пышные формы сталинского ампира. Торжественное открытие состоялось 12 мая 1945 года — артисты исполнили оперу Глинки «Иван Сусанин».

Однако балет, как и в любом российском театре, всегда ценился больше оперы. При этом в новейшее время классическому танцу пришлось нелегко. Одной из проблем стал призыв артистов на срочную военную службу. Поначалу, в 1993-м, был принят указ президента, позволявший наиболее талантливым танцовщикам получить отсрочку. Ежегодно выделялось несколько сотен квот. Андрей Шаньшин, заместитель руководителя балета НОВАТа, вспоминает:

— В конце 1990-х — начале 2000-х существовали президентские отсрочки. Особых сложностей не было. Могу рассказать о собственном опыте: пришел в военкомат, показал справку с места работы. Ее приложили к делу. Потом периодически вызывали, приносил аналогичные справки.

Однако в 2008-м количество отсрочек резко сократили. Забеспокоились многие — от известных критиков до директоров театров. Забили тревогу и знаменитые артисты, вроде Николая Цискаридзе, в свое время воспользовавшиеся отсрочкой. Приводились и чисто прагматические аргументы: государство тратит немалые средства на «выращивание» артистов — дети приходят в хореографические училища в возрасте девяти-десяти лет. Месяцы, проведенные на срочной службе, фактически ставят крест на профессиональном будущем молодых людей. Тело танцовщика — тонкий инструмент, которому требуется ежедневная «настройка»: урок, репетиции, выход на сцену. Валерий Бродский, помощник директора НОВАТа, возглавлявший театр в 1985–1992 годах, объясняет:

— Помню, мы везли балетную труппу в Монголию на поезде. Каждое утро наши артисты выбирались в коридор и, к удивлению пассажиров, поднимали ноги выше головы. Некоторые спрашивали: «Зачем? Вы же завтра-послезавтра будете на месте». Приходилось объяснять, что каждый день «простоя» сказывается на физической форме. А тут целый год в кирзовых сапогах, не имея возможности регулярно заниматься... Это, конечно же, катастрофа для танцовщиков.

Андрей Шаньшин добавляет:

— Мне рассказывали, что парни занимались даже в дозоре, чтобы поддерживать форму. Редким артистам удавалось после армии вернуться на сцену. Один знакомый из Перми проходил службу в военном ансамбле. У него, к счастью, получилось остаться в профессии. Сейчас, кажется, работает в Екатеринбурге.

Положение осложняется тем, что в последние десятилетия мальчики неохотно идут в хореографические училища. Молодых талантов можно понять: балетный век короток — на пенсию обычно уходят до сорока, когда у сверстников — расцвет карьеры. К тому же профессия травмоопасная, да и не такая престижная, как в советское время, когда у артистов было больше преференций по сравнению с остальными гражданами — например, заграничные гастроли.

Единственным спасением для танцовщиков, не получивших отсрочку, стала альтернативная служба. Впрочем, театрам, особенно периферийным, пришлось побороться за право принять альтернативщиков. Так, Пермский театр оперы и балета на первую просьбу получил отказ — и его артисты отправились проходить АГС на Алтай, в Государственный национальный театр танца и песни «Алтам», вовремя оформивший документы. Сейчас дела у пермяков наладились, они регулярно принимают танцовщиков на альтернативную службу. Глядя на соседей, подтянулись и новосибирцы.

— В 2016 году мы подготовили убедительное письмо на имя министра культуры, — вспоминает Бродский. — Изучили все документы от корки до корки. Составили схему: кто и что должен подавать, в какие сроки. Обратились к министру с четким планом действий. Ему оставалось только подписать. К счастью, нас услышали. Военкомат поначалу насторожился: вдруг хлынут любители «халявы». Не все же знают, что АГС — тоже служба, причем с массой ограничений. Мы постарались успокоить военный комиссариат. Собрали первых ребят и объявили: по вам будут судить обо всех остальных. Вы должны отслужить идеально. И они справились.

Альтернативная история

В пятнадцати минутах ходьбы от НОВАТа — еще один памятник архитектуры. Желто-красное кирпичное здание — последний дореволюционный проект сибирского зодчего Андрея Крячкова, построившего чуть ли не половину города. Дом инвалидов задумывался как место чествования героев Первой мировой. Теперь же в нынешнем Доме офицеров проводятся мероприятия 41-й общевойсковой Краснознаменной армии Центрального военного округа, дислоцированной в Новосибирске. Мой собеседник — Евгений Краев, начальник отдела подготовки и проведения призыва военного комиссариата Новосибирской области. Первым делом он развеивает миф: профессия балетного артиста не является гарантией альтернативы:

— Один молодой человек заявил — «я потомственный артист балета». Пришлось объяснить, что это не означает автоматического попадания на альтернативную службу. Есть закон, где указано, кто именно имеет право проходить АГС. Для начала надо убедить призывную комиссию в наличии религиозных или пацифистских убеждений. Заявление нужно подать за шесть месяцев до призыва. Если молодому человеку вынесли заключение о замене военной службы альтернативной гражданской, через полгода он проходит медицинское освидетельствование — как любой другой призывник. На этом этапе иногда выявляются ограничения по здоровью, и юноша может оказаться вообще не годным к строевой. Только после успешного прохождения медкомиссии он направляется на АГС.

Статистика по Новосибирской области свидетельствует: лишь 30 процентов желающих становятся альтернативщиками. Так, за годы действия закона об АГС заявление подали чуть более 130 человек. Около трети было отказано. Еще треть «ушли» по здоровью и другим обстоятельствам — поменяли место жительства, получили отсрочку. В итоге на альтернативную службу попали лишь 33 человека.

— Важный момент: театр тоже должен проявить инициативу и подать заявку через региональное министерство труда и социального развития, — подчеркивает Краев. — Обозначить, что требуются люди, а также есть должности, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу. Наши балетные артисты попадают не только в НОВАТ. Несколько ребят служат в Приморском филиале Мариинского театра во Владивостоке и в концертно-театральном центре «Евразия» в Новосибирске. Стараемся подходить гуманно и учитывать образование, опыт призывников — чтобы на альтернативной службе они трудились по специальности. Какой смысл артисту балета, учившемуся много лет, работать мойщиком посуды?

Спартакам предоставляется общежитие

В служебных помещениях НОВАТа царит рабочая суета. Театр с появлением нового руководителя — Владимира Кехмана — пережил реконструкцию зрительных залов и фойе. Сейчас Кехман занимает пост художественного руководителя (генеральный директор — Ара Карапетян, бывший глава Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко). А ремонт продолжается — уже в служебных частях огромного здания, пугающих новичка лабиринтом коридоров. В репетиционном зале женский кордебалет выстраивается в диагональ: проходят сцену из «Лебединого озера». Юноши скучают. Евгений Дубровский и Руслан Сагдаков — выпускники Новосибирского государственного хореографического училища. Оба — альтернативщики. Руслан еще служит. А вот Женя недавно уволился в запас:

— Боялся ли армии? Скорее, волновался, что могу потом не вернуться в профессию — не хотелось терять целый год. Когда пришла повестка, написал заявление на альтернативную службу. Отличий от обычной работы практически не было.

Прохождение АГС завершили три артиста, семь человек пока продолжают службу. НОВАТ в ближайшее время планирует принять еще трех. Альтернативщики служат дольше срочников — 21 месяц. Как и обычным сотрудникам, им предоставляются отпуска. Иногородним театр обязан выделить общежитие. В целом это особый вид трудовой деятельности: на балетных — пусть и с ограничениями — распространяется действие ТК. Главное отличие — нельзя по собственной инициативе расторгнуть контракт. А дисциплинарные нарушения могут стать поводом прекращения прохождения альтернативной службы. Правда, подобных инцидентов в НОВАТе пока не было. Андрей Шаньшин уверяет: «Парни ответственные. Балет — как в армии. У нас жесткая дисциплина: без нее не бывает результатов». За порядком следит принимающая организация — театр. Он же платит альтернативщикам зарплату. Ирина Попова, руководитель группы кадрового делопроизводства НОВАТа, пояснила:

— На период отпуска, если ребята не местные, мы оплачиваем проезд до дома, даем дополнительные дни. Служба наших артистов проходит комфортно, разве что у них выше степень ответственности. Например, перед выездом на гастроли полагается уведомить военкомат. К счастью, служба целиком засчитывается в трудовой стаж. Это важно, ведь балетные рано отправляются на пенсию.

За общим ходом АГС следит не военкомат, а Министерство труда и соцзащиты. Когда НОВАТ принял первых альтернативщиков, ему сразу устроили проверку:

— Посмотрели место службы артистов, карточки учета, переговорили с ребятами, — вспоминает Валерий Бродский. — И с удовлетворением отметили: «Для первого раза идеально». Это нас вдохновило. Стараемся держать планку. Уже заметен положительный эффект: уменьшился отток артистов. Они могут выбрать: либо поехать в столичный театр — стоять семнадцатым в очереди на сцену. Либо танцевать у нас ведущие партии и при этом не бояться потерять целый год. Это результат постоянной работы всех организаций — Министерства культуры, Министерства труда, штаба 41-й армии... Чувствую себя порой командующим!

Сохранить танцовщиков было главной целью, ведь труппа НОВАТа куда меньше коллектива Большого театра. В «Сибирском Колизее» дают по три спектакля в день, нагрузка на артистов колоссальная. При этом отдельная группа кордебалета на каждый номер — непозволительная роскошь. Одни и те же артисты танцуют в «Спартаке» и легионеров, и пастухов, и восставших гладиаторов... Если бы НОВАТ лишился артистов призывного возраста, кто бы выходил на сцену в самом «мужском» балете Юрия Григоровича? Кадровый голод неизбежно вызвал бы и кризис репертуара.

— Наши ребята, конечно, все равно понимают: это служба, — объясняет Бродский. — Нагрузка по факту даже больше, чем в армии. И при этом они ощущают, что делают свое дело, и, главное, видят перспективу. Включение театра в список организаций, где можно пройти альтернативную гражданскую службу, это настоящая поддержка культуры. Мальчики могут не бояться поступать в хореографическое училище. Они знают: если осознанно стремиться к цели, нормально работать, то препятствий для профессионального роста не возникнет.


Досье «Культуры»

Вопрос с отсрочками для балетных артистов в постсоветское время решался на основании указа президента Российской Федерации от 9 июня 1993 года «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства». Впрочем, касался он не только служителей Терпсихоры: под него попадали артисты цирка, музыканты-исполнители, выпускники хореографических, цирковых, музыкальных училищ и средних специальных музыкальных школ — лауреаты международных и всероссийских конкурсов, студенты и выпускники национальных актерских студий ряда вузов. Один из наиболее известных деятелей культуры, воспользовавшихся президентской отсрочкой, — пианист Денис Мацуев, выпускник Московской государственной консерватории.

Постепенно список отсрочек был расширен. Отсрочку получили также учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев при Российской академии художеств, талантливая молодежь — научные сотрудники учреждений РАН, священнослужители, работники основных производств организаций ядерного оружейного комплекса Минатома России, работники МИД с высшим образованием, курсанты и выпускники Морского колледжа и мореходных школ Военно-морского флота и другие.

Однако 6 февраля 2008 года вышел указ президента РФ № 138, который отменил почти все отсрочки. Основания для перенесения срока службы перечислены теперь в «Законе о воинской обязанности и военной службе». В первую очередь в списке причин — проблемы со здоровьем, семейные обстоятельства и очное обучение. Кроме того, основанием является действующая служба в уголовно-исполнительной системе, полиции и прочих государственных органах; депутатство в Государственной думе, региональных парламентах и муниципальных образованиях (отсрочка предоставляется на период действия полномочий); участие в прямых выборах (вплоть до обнародования результатов или досрочного выхода из предвыборной гонки); наконец, отсрочка может быть предоставлена согласно указу президента РФ.

Артистам балета по действующему законодательству специальная отсрочка не полагается. Выходом для них, как и для артистов драмы, оркестра, хора, а также вокалистов, стала альтернативная гражданская служба. Постепенно все больше театров входят в перечень организаций, где можно пройти АГС. В списке значатся, например, Большой театр, Мариинский театр вместе с Приморским филиалом, Академический театр Балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона, Екатеринбургский театр оперы и балета, Башкирский театр оперы и балета, Бурятский театр оперы и балета, Музыкальный театр Республики Карелия, Государственный театр оперы и балета Республики Коми, Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия), Академический ансамбль танца «Алан», Алтайский государственный музыкальный театр, Пермский театр оперы и балета,  Астраханский государственный театр оперы и балета, Русский национальный балет «Кострома», Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, Ростовский музыкальный театр, Самарский академический театр оперы и балета, Челябинский театр оперы и балета. При этом число артистов балета, проходящих альтернативную службу, невелико относительно общего числа призывников. Так, в Большом театре, как сообщили «Культуре» в пресс-службе, в 2019 году АГС пройдут три артиста призывного возраста.


Фото на анонсе: Евгений Иванов/НОВАТ