Вернисаж машины боевой

Иван РЫБИН

07.09.2017

В День танкиста, 10 сентября 1972 года, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники оформился в полноценный выставочный объект. Сегодня в Кубинке снова перемены, экспозиция стала частью парка «Патриот», а ее площади расширились более чем в десять раз.

Национальное достояние, уникальное, по многим параметрам лучшее, собрание бронетанковой техники — Кубинку знают во всем мире. Это самая настоящая Мекка для историков и просто любителей БТТ, число которых постоянно растет. Но в последнее время участились слухи о том, что не все в музее ладно. Мы решили проверить, насколько они правдивы.

Боевые экспонаты

Через год здесь будут отмечать 80-летний юбилей — музей боевых машин создали в соответствии с постановлением НКО СНК от 1 августа 1938 года № 180 «Об использовании имеющихся в РККА старых несерийных типов танков». Автобронетанковому полигону АБТУ РККА вменили в обязанность аккумулировать все прототипы, нестандартные модификации БТТ, а также попавшие в СССР иностранные машины. И к началу Великой Отечественной войны в Кубинке накопилось уже немало интереснейших экземпляров техники.

Осенью 1941-го многие из экспонатов пошли в бой, в том числе и благодаря «раритетам» врага на Минском шоссе остановили на подступах к Кубинке. С закрытых позиций по фашистам работали две уникальные САУ — 203-мм СУ-14-1 и 152-мм СУ-14-2, построенные на шасси Т-35. Рядом с ними сражался еще более удивительный аппарат — СУ-100-Y на базе не пошедшего в серию супертанка Т-100. Из этой техники тогда образовали самоходный артдивизион особого назначения, со своей задачей он справился, а потерь не имел. Прототипы-конкуренты А-20 и А-32, второй из которых дал жизнь легендарному Т-34, тоже ушли на фронт — их отправили куда-то под Солнечногорск. Там машины затерялись, и об их судьбе ничего не известно. Впрочем, не исключено, что хотя бы одна из них когда-нибудь вернется в музей.

«Есть у меня мысли по поводу того, где стоило бы поискать А-32. Быть может, не только останки, но и чуть ли не танк целиком. Ведь в списках боевых потерь он не значился, а в Подмосковье тоже имеются болота», — считает историк БТТ, полковник запаса Игорь Желтов.

Помимо потерь, были и приобретения, по итогам войны экспозиция пополнилась уникальными машинами. Единственный в мире супертанк Maus — в Кубинке, 128-мм САУ Sturer Emil — у нас, 540-мм самоходная мортира Adam — тоже. Да и «Тигров», перевооруженных 380-мм морским бомбометом (Sturmmörser Tiger), практически не сохранилось. А чего стоит монструозный самоходный минный трал, будто сошедший с кадров фильма «Звездные войны», — сумрачный тевтонский гений порой рождал жутких чудовищ.

Отечественная экспозиция ничуть не беднее. Советский пятибашенный «динозавр» Т-35 — последний из оставшихся в мире, с прошлого года он на ходу. Четырехгусеничный «атомный танк» — «объект 279», рядом с ним — странное детище хрущевских времен, бронированная машина с башней, но без пушки, стреляет это чудо техники ракетами. И прочее, и прочее...

До осени 1972-го это великолепие было доступно только военным, а машины стояли в чистом поле. Затем построили привычные длинные ангары, а новообразованный музей стал доступен уже и специалистам военных КБ, и иным людям из оборонки. Впрочем, при наличии родственников в ВПК или «блата» на бронированные раритеты могли поглазеть и простые граждане СССР.

Все хорошее останется

В ангарах пока пустовато, некоторые вообще закрыты — экспонаты переехали в парк «Патриот». На территории та же самая картина. Да, непривычно, особенно для тех, кто здесь не в первый и не во второй раз.

«В последнее время нередко проходит информация о том, что Кубинку, мол, «растаскивают». Ничего подобного! Мы просто переезжаем — вместо 23 тысяч квадратных метров выставочных площадей у нас будет более 250 тысяч «квадратов». А здесь вскоре останется только рембаза, причем даже лучше, чем была. Сейчас у нас всего два машиноместа для реставрационных работ, станет — целых десять. Пойдемте, все покажу», — говорит заместитель директора и главный хранитель фондов парка «Патриот» Юрий Шикуленко.

В запаснике, куда всегда стремятся попасть настоящие знатоки БТТ, кипит работа — восстанавливается американский легкий танк М3 Stuart. Его не так давно доставили в музей, до этого машина 70 лет пролежала на дне реки и неплохо сохранилась. Реставраторы уверены, что ее вполне реально поставить на ход, двигатель выглядит на удивление прилично.

Более того, есть подозрение, что машина «трофейная» — ее использовали немцы. Юрий Васильевич лезет внутрь танка, достает две пулеметные гильзы — они разные. Одна точно от американского Browning — штатного вооружения М3, вторая похожа на немецкую, от MG-34. И дает команду произвести более детальное изучение раритета, нужно во всем досконально разобраться.

В музее по плану ежегодно будет восстанавливаться пять-шесть исторических машин — как из новинок, так и тех, что стоят в экспозиции или находятся в запасниках. Соответственно, посетители парка получат возможность более полно ознакомиться с историей как мировой, так и отечественной БТТ. Так что никакого «растаскивания» нет и в помине.

Пока в ангарах еще продолжаются экскурсии — «старая Кубинка» частично функционирует в прежнем формате. Посетителям рассказывают про особенности той или иной машины, подробно, с множеством интересных деталей. «Да, на новой площадке все не так — по-простому, для массового посетителя. Так что те, кто говорит о потере «академичности» нашего музея, наверное, отчасти правы. С другой стороны, в парке павильоны тематические, там техника стоит не сама по себе, а является иллюстрацией к рассказу о том или ином событии истории. Так людям понятнее», — рассуждает ведущий методист парка «Патриот» Семен Миронов.

Впрочем, все хорошее сохранено. Над машинами трудятся не только сотрудники музея — волонтерам-энтузиастам здесь рады, как и всегда. Идет обмен опытом, и восстановленную технику будет не отличить от оригиналов тех лет, когда она сошла с конвейера.

Есть надежды и на то, что коллекция Кубинки станет пополняться быстрее.

«С 1 января 2016 года согласно новому законодательству вся найденная боевая техника переходит в ведение военкоматов, тогда как ранее ею распоряжались местные органы власти. Порой неудачно, нерационально, и она попадала в плохие руки, а иногда уходила за границу. В общем, работы у нас прибавится, экспонатов — тоже», — уверен Юрий Шикуленко.

В новом формате

Огромные, просторные, хорошо освещенные, теплые и современные выставочные корпуса — вот оно, настоящее и будущее музея БТТ. Плюс открытая площадка, куда передислоцировалось многое из того, что ранее стояло на площадках запасников, ведь с местом теперь проблем нет. Все машины, стоящие на улице, доступны для детального осмотра, а в некоторые можно даже забраться внутрь.

«Через некоторое время мы планируем начать катать посетителей на танках, прежде всего на Т-34, чтобы подрастающее поколение понимало, как воевали их предки. Машины есть, пока нет лицензии — ее, как ни удивительно, должно нам выдать Министерство культуры. Как только получим, начнем. Дело это нужное, в первую очередь с точки зрения патриотического воспитания, да и технической грамотности народу тоже добавит», — убежден директор парка «Патриот» генерал-лейтенант Сергей Мирошниченко. Сам он, между прочим, танкист, поэтому бронированным машинам — особое внимание.

Развернутая внутри ангаров экспозиция построена по историческим вехам, а также по родам войск. Если брать Великую Отечественную войну — то по важнейшим этапам противостояния СССР и Третьего рейха: 22 июня — агрессия Германии, битва за Москву, Сталинград, Курская дуга, Победа.

Концепция неплоха, однако исполнение пока что хромает. В 1941-й каким-то чудом затесался английский танк Mk.IV Valentine, а ведь они стали поступать в РККА лишь во второй половине 1942-го. Рядом стоит отечественный Т-50, он — точно не анахронизм, но пояснительная табличка излишне пафосна. Да, хотели как лучше, но получилось... Хотя в «старой Кубинке» посетителям всегда объясняли — машина неудачная, дорогая и сложная, «легкий танк по цене среднего», а за попытки его лоббирования в ущерб Т-34 конструктора и отправили на фронт, где тот погиб.

«Не стоит акцентировать внимание на подобных неувязках, экспозиция находится в процессе становления, посему некоторые неточности и шероховатости неизбежны. Не в них суть, а в том, что у нас в экспозиции появляются действительно интереснейшие раритеты, — считает научный сотрудник музея Виталий Оболешев. — Вот, например, этот StuG — редчайший, таких всего три в мире. Или вот этот — «сталинградский» Т-34 — весь оригинальный, образца 1942 года, без какого-либо фронтового «колхоза», ценнейший экземпляр. И, надеемся, подобных машин у нас еще прибавится».

Планы на перспективу

Новые экспонаты — далеко не все планы парка «Патриот» в целом и Кубинки, как его филиала, в частности. В будущем году торжественно отпразднуют 80-летие музея БТТ, как именно — пока держат в секрете. А через некоторое время благодаря тому, что в НИИИБТ сохранилась богатейшая и лучшая в мире библиотека документации по бронетехнике всех стран и времен, экспозиция пополнится и «новоделом» — копиями машин прошлых лет, выполненных в соответствии с оригинальными чертежами.

«Изготовление так называемых реплик сейчас модно, особенно в этом преуспели специалисты Музея военной техники «Боевая слава Урала» УГМК в Верхней Пышме. Но мы в этом деле многим можем дать фору, однако просто так создавать копии не будем — только для дела. Например, снимают фильм про 1941-й, а там нужны Т-34 довоенного образца. Или про Халхин-Гол — там требуются БТ-7 и БТ-5. Т-34-85 не пустишь, люди ведь грамотные — засмеют, застыдят и будут совершенно правы. Так что будем делать реплики, но не в ближайшие годы», — делится планами Сергей Мирошниченко.

А вот «грабежа» других музеев и экспозиций военной техники точно не планируется. Хотя некоторые историки считают, что правильно было бы собрать все уникальные машины, находящиеся на территории страны, в одном месте. И единственный сохранившийся КВ-2, и трехбашенного «дракона» Т-28, и КВ-1 — удивительно, но этого тяжелого танка в парке «Патриот» нет вовсе. И Т-46 — в Кубинке можно увидеть только фрагменты редкой колесно-гусеничной машины, тогда как на Поклонной горе стоит почти целая, но без ходовой части.

«Во-первых, это непросто, потребуются многочисленные согласования. Во-вторых, нечестно — все грести под себя как-то нехорошо. Не отдадут, и будут правы. Пусть лучше станет появляться больше хороших музеев, в каждом — свои интересные экспонаты», — считает Юрий Шикуленко.

«Мы даже из регионов не собираемся свозить сюда всю технику, хотя она наша. Наоборот, пусть выставляются на местах, — отметил Сергей Мирошниченко. — Сейчас принято решение о создании пяти филиалов парка «Патриот». Во Владивостоке, на острове Русский, он уже открыт, и там стоят танки, которые применялись в войне с Японией, это совершенно логично. Кстати, в Верхней Пышме тоже вскоре откроется наш филиал — будем конкурировать с музеем военной техники УГМК».

Проблемы переезда постепенно решаются. Хочется надеяться, что вскоре все накладки в работе музея будут устранены и остающихся в Кубинке специалистов не забудут. «До сих пор нет отопления в ремонтных ангарах. Это хорошо, что у нас стало так много места, теперь еще бы тепло туда провести, а то зимой возиться с техникой как-то не очень комфортно. Средства в первую очередь уходят в сам парк, нам они достаются по остаточному принципу. Но, думаю, скоро проблему решат», — считает Семен Миронов.

Что больше всего радует — программа развития парка «Патриот» и его бронетанковой экспозиции расписана почти на два десятилетия вперед.


Фото на анонсе: Александр Рюмин/ТАСС