Дай, «Верный друг», на счастье лапу мне

Иван РЫБИН

31.07.2017

В 470-м методико-кинологическом центре служебного собаководства, знаменитом питомнике «Красная звезда», праздник — открылся II  Международный кинологический конкурс «Верный друг». Их участниками стали 50 финалистов — военнослужащие со своими питомцами из России и стран СНГ. Приехали даже гости из Египта.

«Дог-биатлон» на 3,2 км с двумя огневыми рубежами, задержание и досмотр нарушителя, эстафета, полоса препятствий — таковы дисциплины «собачьей олимпиады». Для военнослужащих — соревнование, для посетителей — увлекательнейшее зрелище. Причем в наши времена — почти экзотическое.

Наследники Мухтара

«Армейские игры мало чем отличаются от мировых спортивных первенств. Однако принцип «главное — не победа, а участие» здесь не работает. Для военных любая задача должна быть выполнена. Мы обязаны побеждать», — напутствовал участников конкурса главный судья соревнований, начальник управления службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ генерал-майор Владимир Головачев.

«Собака — с древности самый верный и главный друг человека, его защитник. Но чтобы быть эффективной боевой единицей, кинологу с питомцем надо стать единым целым. Вот и покажите, на что вы способны», — отметил председатель ДОСААФ России по Московской области Владимир Манюта.

Гостевые автостоянки и трибуны забиты до отказа — на открытие мероприятия прибыло очень много публики, в том числе собаководов, некоторые — с собственными питомцами самых разных пород.

«В плане популяризации служебного собаководства в России, конечно, есть к чему стремиться. Скажем, в СССР выходили отличные фильмы про друзей человека, например, после премьеры «Ко мне, Мухтар!» все принялись заводить овчарок, учить их. Даже импортная картина про Лесси сыграла положительную роль. Государство помогало — в ДОСААФ можно было совершенно бесплатно ходить на дрессуру. Сейчас всего этого нет, кругом коммерция, поэтому такие мероприятия нам нужны как воздух», — считает преподаватель 470-го центра служебного собаководства, подполковник запаса Владимир Федоров.

От кошки — к собаке

Тревога обоснованна — несмотря то, что история отечественного служебного собаководства не столь длинна, еще совсем недавно наша кинология находилась на совершенно недосягаемых для других стран высотах. Выводились новые породы, улучшались те, что уже давно работают на благо людей. А ведь 150 лет назад вообще ничего не было…

Наверное, мало кто знает, что в древности на Руси вполне привычными животными являлись служебные… кошки. Князья держали гепардов, которые слыли многофункциональными бойцами. И на охоте помогали, и терема караулили, да и в битвах порой сражались бок о бок с двуногими соратниками. В Европе с крупными кошачьими было гораздо труднее, довольствовались потомками волков, именно по этой причине там собаководство имеет более глубокие корни.

Но мы быстро сократили отставание. Считается, что среди пионеров русской служебной кинологии был знаменитый генерал Михаил Скобелев, который в свои азиатские походы брал кавказских овчарок. Они приносили почту и боеприпасы, охраняли склады и искали следы неприятеля, а к русско-японской войне освоили профессию санитаров и научились искать мины. Тогда же в полиции Российской империи появились первые четвероногие сыщики, самым известным из которых стал доберман Треф.

О подвигах друзей человека в годы Великой Отечественной когда-то знал каждый мальчишка. «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моем кителе», — решил вождь и отдал один из своих немногих предметов одежды: так раненый Джульбарс, обезвредивший 7468 мин и более 150 снарядов, стал участником Парада Победы. Нужно ли говорить, что собак с этим именем в СССР обитало множество, да и сегодня хватает.

Во время войны четвероногим воинам приходилось работать под огнем, и они проявляли удивительную смелость, самоотверженность и сообразительность.

Во время Никопольско-Криворожской операции, когда штаб одного из батальонов 197-й стрелковой дивизии оказался отрезанным противником и связь полностью прервалась, вся надежда была на собаку. Ольва пробивалась к своим под обстрелом, но справилась с задачей — доставила донесение и даже вернулась с ответным.

В боях под Днепродзержинском овчарка Мечта доставляла сообщения. Однажды осколком снаряда у нее срезало ошейник — портдепешник упал, но солдаты видели, как собака вернулась, разыскала его и понесла на пункт назначения в зубах.

Когда у Никополя при форсировании Днепра прервалась телефонная связь между 101-м полком на одном берегу и батальоном на другом, пес по кличке Рекс три раза в день с донесениями переплывал реку.

А первой собакой-диверсантом в годы войны стала овчарка Дина. Осенью 1943 года она участвовала в «рельсовой войне» в Белоруссии и совершила подвиг, который до сих пор считается единственной военной операцией с применением собаки-диверсанта в бою: выскочив на пути перед фашистским эшелоном, сбросила вьюк с зарядом и зубами выдернула чеку. Она была уже рядом с нашими бойцами, когда взорвался поезд.

После Великой Отечественной советская кинология вышла в мировые лидеры: пограничники, пехота, внутренние войска — тысячи четвероногих служили верой и правдой, не за награды (хотя не обходилось и без них), а из чувства долга и привязанности. Масштабная научная работа, поиски и открытия, — все это было разрушено за 90-е.

И вот лишь теперь по крупицам мы пытаемся восстановить былое. В том числе на идеологическом уровне. Агитация дает о себе знать. «Мама, хочу собачку — такую вот, большую и умную, я буду с ней служить», — клянчил у симпатичной молодой женщины ребенок лет десяти. Та явно пребывала в некой нерешительности, по всей видимости, такой поворот сюжета оказался для нее неожиданным. Не очередной новомодный гаджет, а пес…

Быть может, через несколько лет паренек вместе со своим другом встанут на защиту Отечества. Ведь боевой тандем «человек и собака», несмотря на все новомодные электронные штучки, пока незаменим, да и в обозримой перспективе вряд ли будет вытеснен.

«Ученые, конечно, грозятся сделать анализаторы запахов, вот только работать те могут исключительно в лабораторных условиях — когда воздух стерильный, нет сторонних помех. А в поле этот хай-тек совершенно бессилен. Напротив, собака способна уловить в атмосфере всего несколько молекул вещества и по ним выдать вердикт — взрывчатка, наркотики или что-то иное. Да и при охране объектов без нее никак: электроника может сломаться, есть способы вывести ее из строя или обмануть, с другом же человека такой фокус не пройдет. Более того, собака и засаду умеет каким-то чудесным образом на расстоянии распознать, предупредить людей — был у нас в Афганистане такой удивительный пес», — рассказывает Владимир Федоров.

Один — за всех

В кулуарах обсуждались и проблемы — военные кинологи и их гражданские коллеги делились наболевшим: увы, не все в собачьем мире ладно, и силами только одной «Красной звезды» их не решить. Так, в целом в России огромная беда с генофондом, к сожалению — едва ли не по всем породам. Найти «правильную» московскую сторожевую, восточноевропейскую или немецкую овчарку крайне сложно, южнорусскую овчарку — практически невозможно. Боксеры, доберманы, ротвейлеры тоже стали жертвами коммерции, выродились и измельчали. Что такое инбридинг и чем он грозит, бизнесменам либо неведомо, либо все равно.

470-й центр служебного собаководства в меру сил и средств пытается с этим бороться. Ведется селекция, добываются особи, которые могут принести хорошее потомство, хотя это и непросто. Денег на все не хватает, программа возрождения отечественной служебной кинологии, о необходимости которой участники конкурса не раз вспоминали, — идея очень затратная. Но нужная.

Хотя нельзя сказать, что с финансированием полный коллапс. Напротив, питомнику есть чем похвастаться. «Сейчас делаем сверхсовременный ветеринарный комплекс, этой зимой введем его в эксплуатацию. Уже работает новый спортивный центр и электронный тир, для проведения соревнований построили соответствующую инфраструктуру. Оглянитесь вокруг, посмотрите — у нас все неплохо. И это, как вы понимаете, самым положительным образом отражается на уровне подготовки бойцов и их собак», — поделился генерал-майор Владимир Головачев.

«Собаки брешут — граница на замке». Немного преувеличенно, однако большая доля истины в этих словах есть. Картина в целом вполне радует, а само мероприятие вышло и красивым, и основательным. Хочется, чтобы «Красная звезда» перестала носить гордое наименование единственного в стране армейского собачьего питомника.

Работа идет. Ведь те, кто приехал в Княжево на конкурс «Верный друг», — финалисты. Всего же в нем участвовало в десятки раз больше кинологов — как сотрудников правоохранительных органов, так и любителей. Мероприятие проводится лишь второй раз, значит, «лед тронулся» — есть все основания предполагать, что в будущем число площадок для подобных чемпионатов увеличится.


Фото на анонсе: armygames2017.mil.ru