Поставь сына на крыло

Анна КЕРБУТ

22.02.2017

Начальник Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба в подмосковной Кубинке полковник Константин Шатайло вполне мог бы стать бизнес-партнером своего отца — главы крупной частной компании в Москве. Но он предпочел маленькие городки, гарнизонный быт, бесконечные переезды… и бескрайнее небо. Освоил восемь типов самолетов и воспитывает восьмерых детей.

Поначалу карьера лейтенанта Шатайло складывалась предсказуемо. Окончив Ставропольское высшее военно-авиационное училище летчиков и штурманов, служил в различных частях ПВО. Летал на Су‑15 — в полку противовоздушной обороны в тверском Бежецке. Там же переучился на Су‑27, поднялся до комполка, вместе с супругой Татьяной растил двоих детей.

В перспективе — учеба в Академии Генштаба, генеральские звезды. Но в планы вмешалась оптимизация времен Сердюкова, поломавшая судьбы многих офицеров, уволившихся в запас. Шатайло остался в строю. В 2008-м его полк расформировали. Константин Анатольевич по традиции попрощался с Боевым знаменем, списанным в архив… В 2009 году новое назначение — заместителем командира бригады Воздушно-космической обороны в Ржеве. Но истребительная авиация к этому моменту уже не входила в состав ПВО.

— В бригаде остались только зенитные ракетные и радиотехнические части. В результате мне, летчику, приходилось управлять наземными службами, и это было очень нелегко как с профессиональной, так и с этической стороны, — признается Константин. — Чем глубже я разбирался в специфике системы С‑300, которая стояла на вооружении бригады, тем больше понимал, что это не мое. Боевые летчики, попав в аналогичную ситуацию, не могли смириться с отсутствием полетов в работе. Я же выполнял свой долг несмотря ни на что. Росли шестеро детей, надо было подавать им пример.

Справедливости ради стоит сказать, что ему, перспективному командиру, предлагали генеральскую должность в войсках ПВО. Однако это означало бы, что в воздушные просторы он не вернется никогда. А летчик не может жить без неба. В этой ситуации у Шатайло иногда даже возникали мысли о гражданском флоте: опыта достаточно, выслуги хоть отбавляй. Но побеждала вера в то, что еще обязательно полетает и на военной технике. Так и случилось: пригласили на вакансию заместителя начальника Рязанского центра боевого применения и переучивания летного состава. Правда, предстояло серьезное переобучение на стратегические бомбардировщики.

Истребитель по специальности, Константин понимал, что подчиненные за ним будут ревностно следить. Они тогда еще не знали характера Шатайло: если уж, будучи летчиком-снайпером, тот постиг тематику ПВО в Ржеве, то самолеты Дальней авиации в Рязани осилит точно. Да и супруга, к 2011-му родившая седьмого ребенка, подбадривала.

— На Су‑27 я летал от лейтенанта до полковника. От рядового летчика до командира полка. В Рязанском центре на вооружении стояли стратегические ракетоносцы Ту‑95МС и Ту‑22М3. Их я даже не мечтал когда-нибудь освоить, — размышляет Константин Анатольевич.

Надо сказать, что многие, в том числе и опытные пилоты, побаиваются Ту‑22М3. Шатайло же ракетоносец чем-то напоминал родной истребитель. Неведомое сходство он решил обратить в свою пользу. В результате за три года стал не только настоящим «дальником», но и летчиком-инструктором сложной и специфической машины. Так поднаторел, что освоил еще и Ту‑95МС. Благо, к тому времени армия приходила в себя: исчез пресловутый дефицит топлива, появились усовершенствованные самолеты, увеличился объем боевых задач, которые требовалось выполнять сверх обычной практики.

И тут мудрый старший коллега, наблюдавший за карьерой молодого полковника, предложил ему должность начальника Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Дело в том, что в Кубинке карьеристов не держат. Для таких одержимых, как Шатайло, каждая армейская ступенька — прежде всего возможность освоить что-то новое.

— Служить в «Русских витязях» и «Стрижах» — мечта любого истребителя, — улыбается Константин. — Сразу же дал согласие, хотя приказ о назначении ходил по военному ведомству почти год. Но готов был ждать сколько угодно. Я же представлял, как будут гордиться папой мои дети!..

Первое, что подметил свежим взглядом командир: несмотря на то, что летчики Центра демонстрируют мастерство пилотажа и возможности отечественной авиационной техники, здесь базируются Су‑27 и МиГ‑29, которые давно себя зарекомендовали. В прошлом году в Центр поступили Су‑30СМ, прибывшие с завода уже в раскраске «Русских витязей», и сейчас с ними активно работают. Так что на ближайшем форуме «Армия‑2017» будем восхищаться «Русскими витязями» на новых машинах. На очереди и пилотажная группа «Стрижи», ожидающая новейший истребитель семейства «МиГ».

Второе, что удивило: Центр показа — обычная воинская часть с тревогами, дежурствами, построениями, занятиями по боевой подготовке, летно-тактическими учениями, выходами на полигоны… Плюс внезапные проверки по решению Верховного главнокомандующего.

Третье — достаточно молодой личный состав. Когда-то сюда приходили летчики, имевшие 1-й или 2-й класс, и то их отбирали по конкурсу. Теперь тут служат даже лейтенанты сразу после училища. Они выполняют полеты по курсу боевой подготовки, сдают зачеты на классную квалификацию. У кого все хорошо получается, начинают пилотажную работу. При этом Шатайло убежден, что в ВВС много таких же мечтателей, как и он.

Когда Константин Анатольевич стал начальником Центра, решил, что освоит все, имеющееся тут на вооружении: истребители Су‑27, МиГ‑29 и даже военно-транспортные Ан‑30, задействованные в полетах, согласно договору по открытому небу.

— Командир должен лично знать, как живут «Стрижи», «Русские витязи» в воздухе, — говорит полковник. — Поэтому мне необходимо уметь летать на всех машинах, какие есть в полку. И даже на Су‑30СМ, только-только поступивших к нам на вооружение. Стараюсь следовать верному армейскому принципу «Делай, как я» вместо «Делай, как я сказал».

Кстати, до Шатайло в Центре показа никто из командиров таких сложных задач себе не ставил. Но наш герой знал, что жизнь в любой момент может стремительно развернуться на 180 градусов. Нужно пользоваться шансами, которые она дает сегодня. Конечно, в отличие от коллег — летчиков из пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи», — он чудеса в небе не творит. К 47 годам стал бережнее к себе относиться: все-таки восемь детей надо кому-то кормить…

У него шесть девочек и два сына: одному 25, второму три года, а появились на свет они в один день 11 августа. Константин встречал супругу из роддома лишь со старшими: младших приносили домой, когда он летал. Взрослого сына удалось, как говорят авиаторы, поставить на крыло: Георгий Константинович, названный в честь Маршала Победы, пошел в гражданскую авиацию, где унаследованный от папы стойкий характер окажется незаменимым. Молодой Шатайло сейчас начинает самостоятельную карьеру в АК «Сибирь». С отцом они вместе никогда еще не летали. Но это вопрос времени.