Зеркальце для героев

Анна КЕРБУТ, Тверь

06.10.2016

В России восемь военных вузов готовят женщин-офицеров. Причем конкурс у прекрасного пола выше, чем у мальчишек. В Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (здесь в этом году впервые набрали девушек) он составил семь человек на место. Среди юношей — один к четырем. 

— Жаль, что в полевой сумке нет кармашка для зеркальца, — досадно морщится новоиспеченный курсант Настя Панкова. 

Но это не единственное сожаление. Еще поступившим нельзя выкладывать свои фотографии в интернете в военной форме, запрещено пользоваться телефоном на территории академии и общаться в социальных сетях во время занятий. Да им и некогда. День расписан по минутам: зарядка, учеба, самостоятельная подготовка, спортивные занятия, суточные наряды. Единственный бонус для курсанток — дополнительное время после зарядки для наведения «легкого макияжа». 

Из тридцати девушек в академии лишь семь из Тверской области. Двадцать три приехали со всей России. Двойняшки Таня и Наташа Дрозденко из семьи военнослужащих. Остальным просто интересна армейская профессия. У юных воительниц настолько высока мотивация, что во время летнего курса молодого бойца они показали поразительные результаты: рыли окопы, ставили палатки, стреляли, бегали лучше мальчиков. Да и оценки по ЕГЭ у девушек намного выше. Аня Задириенко, например, получила в школе 95 баллов по математике и физике. Подавала документы в ведущие вузы страны и везде проходила, но сама предпочла Тверскую академию: «Хочу быть офицером и служить в Воздушно-космических силах», — признается «Культуре». 

Настя Панкова на полевом сборе обошла всех на курсе по стрельбе из личного оружия АК-74: 28 из 30. Сержант Ольга Белякова уже имеет базовое образование: окончила медицинский колледж в Орле. Пока служила два года фельдшером в соединении контроля космического пространства в подмосковном Дуброво, мечтала стать офицером. Так что решение поступить в 22 года в Тверскую академию было серьезным и продуманным. Таких, как она, военнослужащих по контракту среди девушек оказалось четверо. Сержантом в девчачий взвод назначили Ольгу, которая теперь не только сама учится, но и как старший по званию несет ответственность за подруг. Спрашиваю: «Приходилось ли утешать, жалеть, успокаивать кого-то?»

— Ни разу... Плакали лишь те, кто не прошел по конкурсу, — рассказывает. — Перед тем как довести результаты мандатной комиссии до абитуриентов, командование академии предусмотрительно пригласило в актовый зал психологов и врачей. И не напрасно: тем девчонкам, кто не поступил, пришлось оказывать профессиональную психологическую помощь. Но больше всего им помогли слова начальника академии генерал-майора Ляпорова о том, что он будет их ждать на следующий год. 

Девушки уже прошли курс молодого бойца, приняли военную присягу и получили первые курсантские погоны. Сейчас они изучают новые предметы: начертательную геометрию, информатику, общевоинские дисциплины, инженерную компьютерную графику, строевую подготовку... Учатся в одной группе с мальчиками, а вот домашние задания выполняют в отдельном помещении. Живут в новеньком общежитии квартирного типа по 2–3 человека в комнате. В начале учебного года командованием были замечены «несанкционированные» прогулки старшекурсников около дамского общежития, однако теперь порядок и дисциплина восстановлены. 

Курсантки учатся подчиняться старшим по званию, носить военную форму, жить в коллективе, соблюдать распорядок дня, самостоятельно себя обслуживать. Вскакивают как ошпаренные при появлении офицера, выполняя воинские приветствия. Пока что они видят в ребятах только однокурсников. Говорят, что сейчас им совсем не до любви. Посмотрим, что с ними будет к третьему курсу, когда у юношей появится военная осанка и командный голос. По словам первокурсника Павла Клюжина, присутствие лиц противоположного пола заставляет быть аккуратнее. Но метаморфозы происходят и с офицерами. Как поделился капитан Максим Смирнов, у преподавателей меняется «культура речи». А еще академия с появлением женщин, по его мнению, перестает быть казармой и становится домом.

Как правило, из курсантов с косичками вырастают грамотные офицеры и честолюбивые командиры. После окончания Тверской академии девочки получат специальность «Применение и эксплуатация автоматизированных систем управления» и погоны офицеров ВКС. Они будут служить в зенитных ракетных полках и соединениях, на вооружении которых находятся системы С-400 «Триумф», С-300 «Фаворит» различной модификации и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С». Им предстоит нести боевое дежурство на командных пунктах, охраняя воздушное пространство над всей страной от Калининграда до Камчатки, от Северного Кавказа до Крайнего Севера. 

— Женщины-военнослужащие всегда более ответственны, чем мужчины-офицеры. Скрупулезны, внимательны, аккуратны. А еще они болезненно самолюбивы. Мужика отчитаешь — он отойдет и тут же забудет. А женщина переделает и обратится сама, чтобы показать новый результат, — говорит начальник академии генерал-майор Ляпоров. 

Ранее Владимир Николаевич командовал соединением контроля космического пространства, соединением противоракетной обороны, был заместителем командующего войсками Командования противовоздушной и противоракетной обороны. Воспитал не только много замечательных офицеров, в том числе и «военнослужащих женского пола», но и двух дочерей, старшая из которых работает замначальника отдела УФМС по Москве в звании майора. Так что нет сомнений в том, что Тверская академия через пять лет выпустит больших умниц.

— Я с восьмого класса мечтала стать офицером, — призналась мне на прощание курсант Настя Ветрова, приехавшая из Ставропольского края. — Никому об этом не говорила, но серьезно занималась пауэрлифтингом, кикбоксингом и бегом. Раскрылась только в 11-м классе, когда собирали в школе анкеты. Сегодня моя мечта сбылась, и я буду первым офицером в нашей семье. Единственное, о чем я скучаю из гражданской жизни, это, пожалуй, по велосипеду, домашним животным и маме.