Интендантская правда

Андрей САМОХИН

18.05.2016

На днях указом президента была присуждена очередная ежегодная Государственная премия РФ имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова по двум традиционным номинациям: в области военной науки, а также литературы и искусства. Лауреатами стали соответственно 4 и 8 человек — за исследование «Материально-техническое обеспечение русской армии накануне и в период Первой мировой войны» и за комплекс исторических проектов, посвященных роли военных финансистов в Великой Отечественной. Награжденные пояснили «Культуре» суть своих работ.


Не только снарядный голод...

О первом проекте рассказал один из его авторов, старший научный сотрудник Военной академии материально-технического обеспечения Борис Березин. 

— Значение службы тыла для итогов вооруженной борьбы в целом неуклонно возрастает — со времени ее создания в 1700 году Петром I. Научно-познавательная и практическая важность нашего труда в том, что впервые в отечественной историографии было всеобъемлюще проанализировано материально-техническое обеспечение русской армии и флота в 1914–1918 годах. Развернутая структура монографии позволила наиболее полно показать деятельность органов управления, сил и средств материально-технического, продовольственного, транспортного, вещевого, медицинского и другого снабжения — как в мирных условиях накануне Великой войны, так и в ходе боевых действий.

Еще на этапе мобилизации, а в особенности ко второму году кампании, ярко проявились хозяйственные проблемы наших вооруженных сил и ошибки руководства. Некоторые, к слову, были общими заблуждениями того времени. Так, генералы русского Генштаба, как и ряд зарубежных коллег, считали, что в предстоящей войне достаточно иметь на складах боеприпасов, продовольствия, горючего не более чем на шесть месяцев. Переоценивалось значение местных резервов, забывалось о важности подвоза.

Тогдашнее российское правительство плохо подготовило транспорт и коммуникации, явно не хватало медицинских учреждений. Импорт (до 70 процентов составили артиллерийские заказы) сильно увеличивал зависимость России от союзников, что пришлось оплачивать кровью солдат и офицеров. В целом военные поставщики выполнили свои обязательства в пределах от 10 до 40 процентов, а некоторые лишь на 1–5 процентов или совсем никак! При этом мобилизация всей экономики для нужд фронта не предусматривалась.

Масштаб вооруженного конфликта только усугубил эти «узкие места», сделав их на каком-то этапе непроходимыми. И это, безусловно, сыграло свою роль в обрушении империи. Уроки Первой мировой во многом учло советское руководство в период Великой Отечественной. Пожалуй, главный из них: необходимость подчинения всего экономического потенциала страны целям и нуждам войны.

Нельзя, впрочем, замолчать и большой положительный опыт взаимодействия тыла и фронта, наработанный в русской армии в «первую германскую»: были созданы основы самостоятельной службы снабжения горюче-смазочными материалами, появились команды по сбору оружия, штатные вещевые ремонтные мастерские чуть ли не на передовой и многое другое. Все это нашло отражение в нашем научном труде, имеющем не только историческую, но и практическую ценность для современных военных снабженцев.

Подвиг финансистов

Руководителем второго проекта, удостоенного высокой награды, является генерал-полковник в отставке Василий Воробьев, председатель совета ветеранов Военной финансово-экономической службы. Он, кстати, не вошел в число награжденных, поскольку ранее, в 2006 году, уже стал лауреатом премии им. Г.К. Жукова.

Для многих загадка: что может быть героического в деятельности военного начфина? На этот вопрос Василий Воробьев отвечает: 

— Прежде всего, замечу, что военный финансист не всегда имел дело лишь с денежными купюрами и документами на выплату. Огромное число «работников дебета и кредита» стало командирами подразделений и частей, заменяя погибших и раненых офицеров. В течение одного 1944-го на четырех фронтах на командные должности было переведено более тысячи военных финансистов. 

Но и собственно на финансовых должностях шла не столь заметная, однако не менее важная для Победы служба. Красноречивый факт: через руки военных финансистов в годы войны прошло более половины госбюджета страны. Важнейшими участками деятельности стали, в частности, сбор средств в Фонд обороны, контроль за ценообразованием на продукцию военного назначения. Мало кто знает, что уровень инфляции в СССР в годы Великой Отечественной был ниже, чем в США...

Дорогого стоила и работа по розыску семей военнослужащих по денежным аттестатам. Ведь сведения об обращениях за выплатами являлись порой единственным источником информации о местонахождении членов семей воинов. Благодаря созданной в Финансовом управлении картотеке удалось восстановить связи 174 000 семей, при этом 71 700 из них получили денежные аттестаты. Это была благородная задача, поднимавшая дух бойцов и командиров.

Наш коллектив проделал огромную работу по розыску фронтовых финансистов действующей армии. В книге содержатся сведения о боевом пути 7100 таких военнослужащих.

Только в 1944–1945 годах за образцовое выполнение заданий командования по финансированию частей Красной армии, сбережение денежных средств в боевой обстановке и личный героизм свыше 17 000 офицеров финансовой службы были удостоены государственных наград, многие из них — посмертно.

Книгу Памяти и Славы, составленную нами, разослали во все военкоматы, передали ветеранам, упомянутым в ней, или их родственникам. 

Вторая часть «памятного» проекта состояла в создании Студией военных художников МО имени М.Б. Грекова памятника и семи бюстов Героев Советского Союза из числа офицеров финансовой службы. Аллею памяти торжественно открыли в Ярославле 5 мая 2015-го, накануне 70-летия Победы. Сюжет монумента: фронтовой финансист выдает офицеру денежное довольствие, а тот, в свою очередь, вручает заявление на перевод части денег семье, других — на покупку облигаций госзайма и внесение в фонд обороны. Ситуация не выдуманная, а вполне тогда типичная. 

Кстати, средства на сооружение Аллеи памяти (более 26 млн рублей) были собраны советом ветеранов военной финансово-экономической службы без привлечения бюджетной поддержки. Помогли некоторые банки и предприятия, особенно руководимые выпускниками военных финансовых вузов. Многие офицеры финслужбы внутренних войск МВД России пожертвовали личные деньги.