Чтобы помнили

Елена ФЕДОРЕНКО

14.10.2016

27 октября в столичной «Филармонии‑2» состоится премьера сценической версии оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого.

Опера прозвучит в интерпретации звездного состава артистов: участвуют симфонический оркестр «Новая Россия» (главный дирижер Юрий Башмет) под управлением лауреата премии президента РФ Владислава Лаврика, хор Ансамбля песни и пляски имени Александрова (худрук Валерий Халилов), Детская хоровая студия «Пионерия» имени Г. А. Струве под руководством Елены Веремеенко, Тульский государственный хор. Текст Анатолия Кузнецова, стихи Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Поля Элюара читает лауреат Государственной премии России Сергей Фролов.

Сольные партии исполнят победители международных конкурсов Анастасия Белукова (сопрано), представляющая «Новую оперу имени Е. В. Колобова», Сергей Радченко (тенор, Большой театр) и заслуженный артист РФ Роман Улыбин (бас) из Музтеатра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Режиссер-постановщик — ​Андрей Цветков-Толбин, отмеченный наградой Международного конкурса «Нано-опера», художественный руководитель проекта — ​лауреат премии Москвы, профессор Александр Соловьев.

Прошло 75 лет, но боль трагедии не утихает. Бабий Яр, овраг на бывшей окраине Киева, омыт кровью свыше 150 тысяч безвинных людей. В начале 90-х к этой страшной теме обратился композитор Давид Кривицкий (1937–2010) — ​тонкий мелодист и гордый мудрец, считавший, что искусство должно предостерегать человечество от непоправимых поступков. Он создал мощную оперу-ораторию — ​монументальное сочинение для двух хоров, трех солистов, симфонического оркестра и чтеца.

Автор воплотил в этой работе детские воспоминания: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс Специальной музыкальной школы Киева, смотрящих на жизнь «с улыбкой на устах», повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Город был в развалинах и, обгоняя трамвай, мы ехали мимо «Золотых ворот» по улице Мельникова. Машина остановилась. Ведущий объявил: «А сейчас, дети, вы увидите Бабий Яр… Я взял в руку щепотку земли. Ощущение было таким, что сегодня, [спустя] более пятидесяти лет, мне представляется живым и животрепещущим. Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших…»

Либретто композитор написал сам, используя известную прозу, поэтические строки и документальные материалы. Фразы, звучащие на разных языках, раскрывают конкретную трагедию как вселенскую катастрофу, после которой нельзя ожесточаться, а нужно жить с любовью, строить лучший мир. Память способна противостоять агрессии и трактуется в высоком, библейском понимании: «Если замолкнет эхо их голосов, мы погибли», — ​предупреждал автор. Музыка Давида Кривицкого далека от депрессивных впечатлений, она оптимистична и жизнеутверждающа по своей сути. Имеет удивительное свойство: даже самые грустные мелодии не подавляют, романтический строй, экспрессивный пульс, лирические мотивы приводят к очищающему катарсису.

Первое и единственное публичное концертное исполнение состоялось 26 апреля 1995 года на мемориальном вечере, посвященном катастрофе и героизму еврейского народа во Второй мировой войне. Спустя более двух десятилетий предстоит возвращение этого замечательного, оригинального по замыслу и жанровому воплощению сочинения уже в виде сценической версии со сценографией и видеопроекциями. Это спектакль о любви, мужестве и высшем проявлении гуманизма. Если мы сохраним память о трагических событиях прошлого, то есть шанс, что они никогда не повторятся.