Как найти силы, когда их нет?

Антоний БОРИСОВ, священник

21.02.2024

Уныние — это комплексное духовное заболевание, которое пленяет разум, отравляет чувства, лишает сил. Но есть оружие, которым его можно победить, учит главный христианский эксперт по унынию авва Евагрий.

Каждый человек, вне зависимости от своей религиозной принадлежности, хотя бы раз в жизни испытывал состояние «пьющего падре». Такое прозвище получил безымянный герой романа Грэма Грина «Сила и слава». Этот католический священник — единственный христианский служитель на просторах революционной Мексики — находился в плену тяжелейшей внутренней опустошенности. Падре сомневался в себе, в Боге, в людях, в жизни как таковой. А потому находил не слишком много причин для того, чтобы жить. Но совершенно парадоксально и вопреки всем обстоятельствам, и прежде всего себе самому, падре продолжал служить Богу и людям. И в том находил утешение.

В православной традиции состояние, охватившее героя Грина, называется унынием. Данное именование является однокоренным глаголу «ныть», то есть не просто плакать, а именно жаловаться, поддаваться печали. В греческом языке, который для восточно-христианской богословской терминологии считается определяющим, уныние называется акедией. В прямом переводе — бессилием. Получается, что мы имеем дело не просто с плохим настроением, раздерганностью чувств, а именно с внутренней опустошенностью или даже совершенной беспомощностью.

Как же спастись от власти этого удушающего состояния? Естественно, что речь не пойдет о медикаментах. И даже если без них нельзя было обойтись, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда клиническая депрессия не поддавалась лечению при помощи только лекарств. А потому необходимы были иные средства, в том числе духовные. В поисках ответа давайте обратимся к одному из главных экспертов по унынию в христианской традиции — авве Евагрию, подвижнику пустыни из четвертого столетия.

Евагрий видит в унынии-акедии комплексное заболевание, которое пленяет разум, отравляет чувства, сковывает изнутри, лишая сил. А еще и гасит все жизненные устремления и желания. За исключением тех, что помогают данному недугу и дальше паразитировать за счет человека. Лекарствами от уныния церковный аскет называет: познание, любовь, кротость и воздержание. Перечисленные добродетели становятся формой практического выражения святоотеческой мудрости: «Бог человека не спасает без самого человека». Иными словами — если хочешь получить от Господа помощь, не стагнируй.

Под познанием Евагрий имеет в виду не просто хаотичное потребление информации, а занятие ума изучением чего-то полезного, нужного, вдохновляющего. Если ум занят интересным делом, то ему некогда отвлекаться на саможаление. Любовью монах называет не только возвышенное чувство, а еще и деятельное милосердие, проявляемое к окружающим через слова и поступки. Если ты согреваешь милостью другого, то это тепло коснется и тебя самого.

Кротость подразумевает отказ от мести, нежелание отвечать злом на зло. И речь в данном случае не о какой-то забитости. Но, наоборот, о совершенно осознанном стремлении стать для данного проявления тьмы конечным пунктом, здесь и сейчас через незлобивость погасить очередную волну ненависти.

Воздержание же, о котором пишет Евагрий, для монаха представляет собой отказ от супружеской жизни, личной собственности и прочих материальных благ. Для человека же, живущего в миру, речь идет о терпеливом и верном исполнении своих обязанностей. На данном указании стоит остановиться подробнее.

Авва Евагрий, говоря о начале пути к победе над унынием, советует своим читателям научиться для начала просто «держаться молодцом». То есть не раскисать под ударами судьбы, имея надежду на лучшее и помня, что на смену невзгодам обязательно приходят радости. О подобном памятовании прекрасно пишет еще один подвижник древности — святой Ефрем Сирин: «В задачу ума входит напоминать сердцу о его надежде».

Интересно, что одним из симптомов уныния-акиндии святые отцы называют стремление к бегству. От работы, отношений, жизни как таковой. И потому «быть молодцом» означает не только стремление приободриться, но и фактически упрямство, храбрую готовность защитить жизнь от разрушительного действия себя самого. Конечно, исполнить описанные советы легче тогда, когда в сердце живет вера. Но и для тех, кто пока Бога не обрел, они тоже подойдут. Во всяком случае, как кажется, мысль о недопустимости бегства согревала душу пьющего падре, втайне даже от себя самого верившего, что если держаться за нужное и правильное дело, то вполне можно пережить тягостную бурю опустошенности.

На каждом вечернем богослужении в православном храме звучат слова 129-го псалма, написанного безымянным автором в годы вавилонского плена, лишившего древних евреев их родины. Начинается псалом с таких слов: «Из глубины воззвал я к Тебе, Господи. Господи, услышь голос мой». Глубина, о которой пишет псалмопевец, не есть глубина опыта или мудрости. Это бездна беспомощности, бестолковости, безвыходности. Но даже на дне этого тягостного состояния верующее сердце способно встретить Бога. Примером тому является жизнь многих святых, встретивших уныние на своем пути и сумевших преодолеть бессилие печали с помощью Отца Небесного. Потому не будем терять надежды перед лицом жизненных невзгод, и, если вдруг уныние постучится в дверь нашего сердца, дадим ему терпеливый, деятельный и любящий отпор.