В хоккей играли настоящие мужчины: дебют и триумф наших в Стокгольме

Валерий БУРТ

22.03.2024

В хоккей играли настоящие мужчины: дебют и триумф наших в Стокгольме

Материал опубликован в февральском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

70 лет назад сборная СССР впервые выиграла чемпионат мира по хоккею. Победа была сколь убедительной, столь и неожиданной: наша национальная команда являлась дебютантом подобных турниров. В материале под заголовком «Триумф советских хоккеистов» главная наша спортивная газета торжественно возвестила: «Хоккеисты Советского Союза посвятили свою победу на Королевском стадионе Стокгольма предстоящим выборам в Верховный Совет СССР, ибо всеми своими замечательными достижениями советские спортсмены обязаны Коммунистической партии и Советскому правительству».

ПОПРОСИЛИ СЫГРАТЬ ДОСТОЙНО

В 1954 году, отправляя наших игроков на чемпионат мира, спортивные начальники изрядно волновались: хоккей с шайбой появился в Советском Союзе совсем недавно и не то что канадские профессионалы, но и те, кто представлял тогда на мировом первенстве второй дивизион провинции Онтарио, казались непобедимыми. Более того, перед полетом в Швецию заокеанская команда East York Lyndhursts была усилена «восстановленными» любителями: вратарем Дональдом Локхартом, форвардами Томом Джеймисоном, Эриком Ангером и Биллом Шиллом.

В сборную СССР вошли довольно популярные в стране, но никому не известные за рубежом — за исключением, пожалуй, великого универсала Всеволода Боброва из ЦСК МО — игроки. Вратари Николай Пучков и Григорий Мкртычан, защитники Дмитрий Уколов, Александр Виноградов, Павел Жибуртович, Генрих Сидоренков, нападающие Виктор Шувалов, Евгений Бабич и Александр Комаров выступали (как и легендарный Сева) за армейцев. В «Динамо» играли форварды Юрий Крылов, Александр Уваров и Валентин Кузин. Еще четверо — защитники Альфред Кучевский и Михаил Бычков, нападающие Алексей Гурышев и Николай Хлыстов — представляли «Крылья Советов».

«Перед турниром нас возили в ЦК партии, — вспоминал Пучков. — Но никто от нас не требовал обязательно выиграть. Там тоже умные люди были и понимали: чем больше «накачивать», тем хуже будет результат. Нас попросили сыграть достойно, но ничего не приказывали. Сказали, что будут болеть и переживать за нас».

БЕНДИ ПРОТИВ КАНАДСКОГО ХОККЕЯ

Игру на льду с клюшкой и шайбой стали развивать в СССР после Великой Отечественной. Ранее у нас был широко распространен хоккей, который именовали на западный манер «бенди». В него играли и мужчины, и женщины.

В 1932 году в Москву приезжала команда германского рабочего союза «Фихте», проведшая у нас три товарищеских матча. Умение гонять шайбу немцы хотели наглядно продемонстрировать советским мастерам хоккея с мячом. Результаты были весьма неожиданными: во всех играх «ученики» с крупным счетом победили «учителей».

Примечательно, что канадская разновидность не произвела тогда впечатления ни на зрителей, ни на участников встреч, а журнал «Физкультура и спорт» ее резко раскритиковал: «Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер, весьма бедна комбинациями и в этом смысле не выдерживает никакого сравнения с «бенди»... На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно, так как хоккей «бенди» не только интереснее, но и требует более высокой технической и физической подготовленности».

О хоккее с шайбой у нас после этого надолго забыли, однако после войны вспомнили и стали его развивать. И вновь новый для страны вид спорта пришелся по вкусу далеко не всем. «И вот почти все мастера, за редким исключением, переключились на канадский хоккей, — выражала недовольство «Комсомольская правда». — Канадский хоккей с его необычайно грубыми приемами типичен для буржуазного Запада. Ледяное поле небольших размеров принято в канадском хоккее не от хорошей жизни... Спрашивается, к чему же тесниться нам при нашей продолжительной зиме и больших катках? Нельзя не отметить и странную позицию, занятую газетой «Советский спорт» — органом Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта. Эта газета, захлебываясь от восторга, не устает писать о том, что наши хоккеисты быстро «освоили» канадский хоккей».

В первом чемпионате страны в 1946 году приняли участие 12 разбитых на три группы команд из РСФСР, Украины, Латвии, Эстонии и Литвы. Три сильнейшие дружины вышли в плей-офф (впрочем, такого слова еще не было) и разыграли медали первенства. Чемпионом стало московское «Динамо».

Обстановка на турнире была необычной, амуниция — странной и смешной. Силовые приемы никто толком применять не умел, бросать — тоже. К примеру, в отчете об игре между ленинградскими и эстонскими динамовцами говорилось: «Дважды шайба попадает в штангу таллинцев. Сказывается техническая слабость ленинградцев, не умеющих еще поднимать шайбу».

НИ КЛЮШЕК, НИ ЛОВУШЕК

Участник первого чемпионата СССР в составе московского «Спартака» Анатолий Сеглин рассказывал: «Игроки некоторых команд выходили на лед кто во что горазд — одни в футбольных трусах, надетых поверх рейтуз, другие — в сатиновых шароварах, третьи — в байковых тренировочных костюмах. Чтобы защитить ноги от ударов шайбы и клюшки, покупали в спортивных магазинах тяжелые вратарские щитки для русского хоккея и привязывали их к голени. Они хоть и затрудняли бег, но спасали от травм. Потом стали ездить за формой в Прибалтику, где с довоенного времени остались мастера шить хоккейные доспехи».

Вратари были экипированы тоже весьма причудливо. Одетые в телогрейки и ватные брюки, они не имели ни масок, ни ловушек, ни блинов. «Канадских» клюшек, разумеется, не было ни у кого. Использовали самодельные орудия или те, чем играли в бенди, с закругленным крюком.

В июне 1947 года шведская газета Dagbladet вышла под заголовком «Русские могут участвовать в Олимпийских играх 1948 года!». Впрочем, речь шла не о спортсменах, а о «наблюдателях», которые приезжали на V зимние Игры в Санкт-Мориц, дабы оценить, смогут ли наши достойно противостоять соперникам из-за рубежа.

Вернувшись из Швейцарии в Москву, эксперты доложили: победа отнюдь не гарантирована. Поэтому в Кремле решили с большими турнирами повременить. Тренерам и их подопечным было приказано неустанно трудиться и набираться мастерства.

У хоккеистов сборной СССР была возможность сыграть на первенстве мира в Швейцарии в 1953 году, но туда они не поехали из-за травмы своего лидера Всеволода Боброва.

Впрочем, даже если бы наши отправились на турнир, то выступить им бы не удалось: чемпионат начинался 7 марта, а накануне объявили о кончине Сталина.

Кстати, фавориты того первенства — игроки сборной Чехословакии были вынуждены прекратить выступления в разгар состязаний: внезапно от разрыва аорты умер президент республики Клемент Готвальд; хоккеистам тут же приказали собрать вещи и ехать прощаться со своим национальным лидером.

ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО КОМАНДА

Судьба золотых медалей чемпионата мира 1954 года решалась в последней встрече с канадцами, которые выиграли все предыдущие матчи, причем с огромным преимуществом. Например, финнов разнесли со счетом 20:1! Семь шайб забросил нападающий Морис Галанд.

Сборная СССР единственное очко потеряла в матче с хозяевами, шведами, противостояние завершилось вничью — 1:1. Игра проходила в сложных условиях: мела метель, открытую площадку постоянно заваливало снегом, матч постоянно прерывался, на лед то и дело выходили работники стадиона с лопатами и скребками. Из-за непогоды пришлось играть четыре периода по 15 минут.

Накануне решающей встречи многие тренеры и журналисты заранее отдавали победу нашим соперникам. В одной из шведских газет была опубликована карикатура, на которой огромный канадец усаживал за парту маленького хоккеиста из СССР. Из текста следовало, что мастера из-за океана непременно научат (или, точнее, проучат) дебютантов.

Да и сами канадцы были слишком уверены в успехе, за что и поплатились. Однако не стоит объяснять победу новичков мировых первенств лишь этим. Русские играли лучше, быстрее, красивее соперников, и счет 7:2 в пользу сборной СССР данное преимущество красноречиво подтвердил.

Впоследствии Бобров отдавал должное главному тренеру Чернышеву: «Аркадий Иванович — человек тактичный, умный, волевой, знающий свое дело. Он создал коллектив, команду стойкую, способную на подвиг. В день игры побеседовал с каждым, мне сказал: «Ты, Сева, лидер, но не увлекайся индивидуальной игрой. Победить может только команда, и сыграть ты должен на команду. Сегодня наш день». Наставник, работавший тогда в дуэте с другим известным тренером Владимиром Егоровым, оказался прав.

Участник главного матча Виктор Шувалов позже вспоминал: «Играли канадцы слишком предсказуемо. От красной линии швырнут шайбу в угол — и вдвоем к ней несутся. Но наши защитники в скорости им не уступали. На шайбе были первыми, пасовали вперед, отрезая одного, а то и двух соперников. И мы спокойно разыгрывали лишнего. Первый период закончили 4:0. Думали, канадцы изменят тактику, но они упрямо лезли и лезли. Все семь шайб были словно под копирку — они бросают, бегут и получают гол на контратаке».

ДАЛИ ПРИКУРИТЬ

Советская кинохроника, увы, не запечатлела даже небольших фрагментов чемпионата, зато его хозяева сняли почти часовой документальный фильм о первенстве планеты.

Взорам любителей подобных ретроспекций предстает совершенно далекий от нас хоккей: на открытом воздухе, в клубах пара от дыхания зрителей и спортсменов... Судьи — не в полосатых рубашках, как сейчас, а в пуловерах, вратари — без масок, многие полевые игроки — без шлемов, советские хоккеисты — в оригинальных «головных уборах», поразительно похожих на велосипедные шлемы (это они и были)...

Дальних бросков почти нет, силовых приемов — тоже, драк не видно, и тем не менее хоккей выглядит довольно техничным, быстрым (хотя с современными скоростями, конечно, не сравнить). Заброшенные шайбы игроки отмечают скромно: никаких объятий, только вскинутые руки с клюшками, сдержанные улыбки. Забили — и снова за дело.

На трибунах — море мужских шляп, с небольшими вкраплениями женских платков. Болеют, как и в наши дни, горячо, бурно. Почитателей сборной СССР при всем желании не разглядеть, туристов из Страны Советов — аналогично. Последнее, впрочем, неудивительно, «железный занавес» висел надежно.

Есть кадры, на которых канадские хоккеисты гуляют по зоопарку в Стокгольме, смотрят на проделки бурых мишек и смеются, не подозревая, что другие «медведи» скоро их «съедят».

А вот — канадцы в раздевалке, кажется, у них no problem. Один из них... закуривает, сидит на скамейке и дымит. Он и его партнеры еще не знают, что скоро им дадут прикурить русские.

На матч со сборной СССР игроки с кленовыми листьями на свитерах выходят исполненными вальяжности, непоколебимой веры в свои силы, на лицах — ни тени тревоги. Сверкают проборы в аккуратных прическах, кажется, что от экрана пахнет дорогим парфюмом...

После финальной сирены у канадцев — совсем другие лица, бледные, растерянные. Но нам до них дела нет, главное — наша победа, которая отражена в самых ярких кадрах документального фильма: Аркадий Чернышев обнимает счастливых подопечных, а под звуки советского гимна по флагштоку медленно поднимается алый стяг...

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ

Как ни странно, в Советском Союзе огромный успех хоккеистов восприняли довольно спокойно. Игроков и тренеров, конечно, хвалили, но в литавры при этом не били. Тогда у соотечественников не было привычки восторгаться спортивными победами, считалось, что они должны быть само собой разумеющимися. Гораздо более сильный эмоциональный эффект (естественно, негативный) вызывали поражения.

За рубежом на успех советских хоккеистов отреагировали не столь сдержанно. Австрийская Wiener Kuriеr отмечала: «Советские хоккеисты обладают прекрасной техникой и отличной подготовкой. Их защита была блестящей... Лучшим игроком канадцев был вратарь Дон Локхарт, благодаря которому команда Канады избежала более серьезного поражения».

Чехословацкая Rudе prаvo констатировала, что эффективную тактику для защиты от стремительных атак соперников канадцы найти не смогли. «Нередко они лишь беспомощно следили за тем, как шайба с головокружительной быстротой переходила с клюшки на клюшку советских игроков. В эти-то моменты они чаще всего и прибегали к недозволенным и грубым приемам, за что судьи удаляли их с поля», — писал корреспондент.

Шведское издание Dagens Nyheter слегка посетовало: «Перед заключительной игрой вряд ли было какое-либо сомнение в том, что Канада непременно выиграет, а команды СССР и Швеции должны будут провести встречу за звание чемпиона Европы по хоккею. Но советская команда разрушила все эти надежды, победив канадцев с убедительным счетом 7:2».

Тогда, 70 лет назад, сборная Советского Союза еще только начала свой блистательный путь к победам на больших турнирах. Спустя два года она стала сильнейшей на зимней Олимпиаде в Кортина-д’Ампеццо, и на сей раз уже никто не сомневался, что в хоккее с шайбой появилась новая мощная сила.

С тех пор вплоть до развала СССР «Красная машина» оставалась одной из сильнейших команд планеты. Двадцать два раза мастера в алой форме побеждали на чемпионатах мира и семь — на зимних Олимпиадах.