Приют для анархиста

24.11.2017

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Его бурная жизнь была полна странствий и приключений, трудностей и опасностей, напряженных умственных трудов и контрастов быта. Последние годы прошли в скромном деревянном доме в подмосковном Дмитрове. В центре города, по соседству с главным зданием Дмитровского кремля, расположен единственный в мире музей Петра Кропоткина. 9 декабря со дня рождения известнейшего революционера-анархиста — 175 лет.

Вернувшись в 1917 году из эмиграции, он отказался от предложенного Временным правительством портфеля министра. После Октября избегал сотрудничества с большевиками, отошел от активной политической деятельности, предпочтя тихую провинциальную жизнь. Работники музея полагают, что в Дмитров Кропоткин приехал в мае 1918-го. Здесь приобрел городскую усадьбу, принадлежавшую предводителю уездного дворянства графу Михаилу Олсуфьеву, и поселился до конца дней. Городок тогда населяли порядка пяти тысяч человек. На бывшей Дворянской улице жилище Петра Алексеевича окружали сад и огород с подсобным хозяйством, сейчас же оно несколько затерялось среди панельных многоэтажек.

После смерти главного анархиста XX века в этом доме оставались его вдова и родственники, сохранявшие для истории две мемориальные комнаты. Впоследствии здание приспособили под себя различные организации, из-за чего первоначальный интерьер был нарушен, дом пришел в ветхое состояние, а ценные документы и рукописи оказались в разных местах.

О создании музея Кропоткина дмитровские доброхоты ходатайствовали много лет. В 2014-м таковой — после длительной реставрации помещений — наконец открылся. Подобрали мебель начала XX столетия, подобную той, что могла находиться в комнатах, принесли сюда фотографии, книги, письма, подлинные официальные бумаги.

В первом зале собраны материалы, показывающие жизненный путь революционера, представителя древнего рода, берущего начало от Рюриковичей. В рамах — изображение фамильного древа и княжеский герб Кропоткиных. Рядом — снимок московского особняка в Штатном переулке на Арбате, где в 1842-м родился будущий идеолог анархизма; портрет  деда по материнской линии, участника Отечественной войны 1812 года, генерал-губернатора Восточной Сибири (в 1830-е) Николая Сулимы; фото ближайшей родни и самого Петра Алексеевича в разные годы.

Тут же — портрет маленького Пети, нарисованный мамой, фотокарточка, на которой он, уже юноша, запечатлен в форме императорского камер-пажа. Кропоткин являлся разносторонне одаренным человеком: писал стихи, увлекался философией и музыкой, любил рисовать (что наглядно подтверждают экспонируемые копии зарисовок, сделанных им во время путешествий, а также иллюстраций к собственным книгам).

В молодости, покоренный реформаторскими идеями Александра II, он мечтал воплотить их в жизнь. По окончании Пажеского корпуса блестящей столичной карьере предпочел госслужбу в Сибири. Был чиновником по особым поручениям при губернаторе Забайкальской области, служил в Амурском казачьем войске. Осознав, что реформатора на государственном поприще из него не вышло, начал вести географические, орографические, геологические исследования. Участвовал в экспедициях по Восточной Сибири и Маньчжурии. Собрал коллекцию минералов, сделал ряд научных открытий.

В витринах музея размещены карты, по которым можно проследить маршруты его путешествий, фотоснимки горной вершины и ледника, названных его именем. В 1867 году он оставил военную службу и поступил в Санкт-Петербургский университет. Был избран членом Императорского русского географического общества. Несколько лет увлеченно занимался наукой. Составил, помимо прочего, записку, в которой предлагал организовать поход по северным морям, предугадал существование архипелага, позже открытого австрийцами и названного Землей Франца-Иосифа. У нашего правительства на это предприятие денег, увы, не нашлось.

В начале 1870-х годов его жизнь круто изменилась. Он стал анархистом, вступил в Юрскую федерацию Первого интернационала и в кружок «чайковцев». Вел революционную пропаганду среди питерских рабочих, за которую впервые был арестован. После двухлетнего пребывания в Петропавловской крепости бежал из военного госпиталя и уехал за границу. О тех событиях повествуют выполненные им рисунки и фотографии людей, помогавших организовать побег. Эмиграция длилась более 40 лет. Кропоткин жил в Швейцарии, Франции, Англии. Все эти годы работал как ученый-географ, писал статьи для Британской энциклопедии, создавая попутно свои основные исторические и политические труды: «Речи бунтовщика», «В русских и французских тюрьмах», «Хлеб и воля», «Современная наука и анархия», «Великая французская революция. 1789–1793», «Записки революционера». Все эти книги также представлены в его «именном» музее.

За проповедь анархистских идей во Франции он был приговорен в 1883-м к пяти годам заключения. Часть этого срока провел в тюрьме города Клерво, а в 1886-м вышел на волю по амнистии.

Одна из самых ценных меморий — прижизненный скульптурный портрет Кропоткина, выполненный Ильей Гинцбургом в 1920 году. В уютной гостиной сохранился подлинный изразцовый камин конца XIX столетия. Когда-то рядом с ним сфотографировались Петр Алексеевич и его жена Софья Григорьевна. Теперь этот снимок занимает центральное место в экспозиции зала, посвященного пребыванию князя в Дмитрове. В этом городке, несмотря на почтенный возраст и крайне непростые бытовые условия, ученый по-прежнему много трудился: писал книгу «Этика», занимался общественной и просветительской деятельностью, помогал открывшемуся после революции Музею местного края, собирал экспонаты, минералы, выступал с докладами.

Особое внимание уделял Дмитровскому союзу кооперативов. Видел в кооперативном движении большие возможности для экономического развития как отдельных территорий, так и всей России. Дистанцируясь от политики, не оставался равнодушным к тому, что происходило в стране. Встречался с вождем большевиков. Написал Ленину два письма, стремясь предотвратить уничтожение кооперации, указывая на засилье партийной бюрократии и разгул красного террора. Своим заступничеством спас от репрессий многих знакомых. Хотя его мировоззренческие позиции шли вразрез с политикой тогдашнего государства, Кропоткина не притесняли — имя теоретика анархо-коммунизма было известно во всем мире, он пользовался популярностью у западноевропейских рабочих.

В углу гостиной между окнами стоит пианино. Когда-то на этом месте был рояль, на котором любил играть Петр Алексеевич. Сотрудники музея рассказывают: музицируя зимой в плохо отапливаемой комнате, он простудился, заболел воспалением легких и скончался 8 февраля 1921 года. Третий зал — лекционный, в нем собрана информация по истории анархизма от возникновения до наших дней. В витринах — труды основоположника, изданные в разных странах, и его посмертная маска.

Самая маленькая комната служила для него кабинетом и спальней. Здесь вам экскурсоводы поведают о его последних днях, торжественном прощании с ним в Колонном зале Дома союзов и похоронах на Новодевичьем кладбище. На втором этаже размещен «ретромузей» в память о первой краеведческой экспозиции, начало которой было положено при содействии Кропоткина. Тут можно увидеть собрание минералов, фрагменты черепа и скелета мамонта, найденные при строительстве канала Москва — Волга, коллекцию бабочек, гербарий и много других интересных вещиц.

В музее проводятся научные географические и образовательные конференции, уроки для школьников, тематические экскурсии для взрослых и детей. Поблизости, на улице, названной в честь князя-анархиста, в 2004 году был установлен памятник Кропоткину, созданный народным художником России Александром Рукавишниковым. 


Фото на анонсе: П. Кропоткин с супругой в Дмитрове

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть