Евангелие от Поленова

04.06.2014

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877)Автор уютного «Московского дворика» и элегичного «Бабушкиного сада», тонкий лирик, от полотен которого исходит солнечное тепло… 1 июня исполняется 170 лет со дня рождения Василия Поленова. Интересно, что главным своим трудом художник считал вовсе не работы пейзажно-бытового жанра, вписавшие его имя в историю, а грандиозный цикл картин, объединенных евангельской темой, «Из жизни Христа».

Еще в юности Поленов был поражен масштабным полотном Александра Иванова «Явление Христа народу». Скорее всего, именно тогда ему пришла в голову идея будущей картины «Христос и грешница» (1887, авторское название «Кто без греха»), ставшей первой полноценной работой будущего цикла. Однако до ее создания прошли годы. В 1881–1882 годах художник совершил путешествие на Ближний Восток. Главной целью было посещение Палестины — святых мест, сохранивших дух и исторический антураж событий, случившихся почти две тысячи лет назад. 

«Олива в Гефсиманском саду»Из той поездки художник привез множество этюдов, зарисовав опаленные солнцем земли. Один из самых известных — «Олива в Гефсиманском саду» (1882), где изображено мощное старое дерево с узловатыми корнями — свидетель Страстей Христовых. Тогда же Поленов всерьез увлекся книгами Эрнеста Ренана, прочитав в том числе знаменитую «Жизнь Иисуса», в которой акцентировано внимание на человеческой стороне Богочеловека. Это нашло отклик в душе художника. В картине «Христос и грешница» он показывает вполне земного Христа — загоревшего, чуть утомленного, похожего на мудреца, а не на Сына Божьего… С поленовской тщательностью проработан пейзаж — растрескавшиеся камни на переднем плане, окутанный голубоватой дымкой горизонт… Воссозданы архитектурные детали и костюмы того времени — лишь Иисус, по настоянию матери художника, изображен «исторически недостоверно», зато канонично — с непокрытой головой. На большинстве других картин на нем белая шапочка — такие, как уверял Поленов, до сих пор носят на Востоке из-за сильного зноя. Стремление к исторической точности отличает и остальные работы — и «На Генисаретском озере» (1888), где Христос похож на уставшего странника, и более поздние, появившиеся в том числе после еще одной поездки в Палестину в 1899 году. 

«Мечты (На горе)»Современники отнеслись к циклу, законченному в 1909-м и состоявшему из 58 картин (многие из них впоследствии разошлись по провинциальным музеям или были проданы советским правительством Америке в голодном 1924 году), неоднозначно. И хотя «Христа и грешницу» приобрел еще император Александр III, нашлись те, кто критиковал слишком приземленное толкование библейских событий. Художник действительно избегал чудесных моментов евангельской истории, обращался к обыденной стороне жизни. В работе «Мечты (На горе)» (1890–1900-е), отсылающей к Нагорной проповеди, с археологической точностью воспроизведена природа Палестины. Иисус, для которого Поленову позировали его ученики Коровин и Левитан, выглядит задумчивым, чуть меланхоличным. Фраза из Евангелия «Исполнялся премудрости», ставшая названием другой картины (1896–1909), трактуется с внешней, чисто фабульной точки зрения. Маленький Иисус сидит перед старцем-учителем — именно так, по сведениям Поленова, проходило обучение в Палестине.

Художника упрекали в нечувствительности к мистической стороне религиозного чувства. К тому же колоритный пейзаж, по мнению критиков, нередко заслонял действующих лиц. Однако изображение чудес Христовых издавна было задачей совсем иного искусства — иконописи. Светской живописи отводилась более скромная роль: запечатлевать обыденную «человеческую» сторону жизни. Христианская культура в принципе зонирована: в сакральном пространстве храма есть Царство Небесное, алтарь, а за церковной оградой находится профанный мир. Подобная градация характерна и для христианского искусства: «очеловечивая» Христа, Поленов показал себя не ниспровергателем традиций, а, скорее, деятелем светского искусства христианской цивилизации, в котором бытовой момент имеет право на существование.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть