«Русский офицер» — звучит гордо

29.06.2014

Никита МИХАЛКОВ

Когда мы говорим об особом значении армии в жизни России, речь не о казарменной дисциплине, не о шпицрутенах и желании поставить всех во фрунт, а о том, что армия исторически была в нашем Отечестве символом доблести, мужества, мудрости и патриотизма. Понятие «русский офицер» несет уникальную сакральную нагрузку — не совпадающую со значением слова «офицер», пожалуй, ни в какой иной стране. На русского офицера россияне, да и граждане других государств всегда возлагали огромные надежды: на исходящую от него защиту, понимание, органически присущее ему благородство.

Я помню, как после выхода «Сибирского цирюльника» в суворовских училищах стали петь строевую песню «Фуражка»; как дети целыми классами отправлялись смотреть наш фильм, а потом писали сочинения об офицерской чести. Ностальгия по образу истинного офицера жила в народе даже в непростые времена.

К человеку в погонах и в царской, и в советской России люди априори испытывали уважение. Недаром каждый великий князь с детства был приписан к определенному полку, с младых ногтей носил мундирчик и потом становился попечителем этого полка на всю жизнь. Недаром Фрунзе, воспитанный в традициях русской армии, едва не застрелился, когда пообещал белым офицерам в Крыму отпустить их, если они дадут честное слово не воевать против Советской власти и сдадут оружие, а Троцкий (видимо, с молчаливого согласия Ленина) распорядился любыми средствами белое офицерство заманивать и истреблять без суда и следствия... В то время Фрунзе погон не носил, однако чувствовал, что подлость Троцкого обесчестила его, принудила нарушить данное офицерское слово.

Сегодня мы видим чудовищную деградацию армии на Украине. Причем не только младшего офицерского состава, но и старшего. Посмотрите на фотографию генерала, который, стоя на коленях, передает шашку американскому послу, а тот смотрит на него с изумлением. Видимо, даже посол знает, что шашку полагается принимать с колена, а не вручать.

Если говорить о российской армии, то ее деградация, слава Богу, остановлена — после изгнания бывшего министра обороны и его клики. Закончились времена, когда под видом того, что суворовцам надо учиться, а не маршировать, их не пускали на Парад Победы — и отсутствие суворовцев на Красной площади олицетворяло отсутствие будущего у офицерского корпуса... Времена, когда дамы, руководящие обучением, ликвидировали в суворовских училищах стенды с хронологией русских побед, а ребятам, пришедшим в эти училища, говорили: по окончании можете стать менеджерами, банкирами — не обязательно офицерами... Когда вытравлялся сам дух воинский — то есть то, что является основой национальной безопасности.

К счастью, мы — в отличие от Украины — не прошли точку невозврата. И то, насколько мощно развивается сегодня наша армия — и технически, и организационно, и идеологически — вселяет в меня надежду: слово «офицер» опять обретет в России гордое звучание.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть