Гроза язычников, заступник ВДВ

22.06.2019

Валерий ШАМБАРОВ

Ильин день, ежегодно отмечаемый у нас 2 августа, издревле почитался на Руси особо: повсеместно прекращались любые работы, люди шли в церкви, в селах мужики всей общиной усаживались за пиры-братчины. Были и веселые гулянья с хороводами, песнями, плясками — впервые после начала полевой страды. Илью-пророка молили о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии в семье. В храмах на его праздник освящали семена для будущего посева, священникам заказывали ритуал окропления скота святой водой. Если в этот день шел дождь, то набирали воду: верили, что она помогает от болезней, нечисти, порчи. По разным приметам в Ильин день предсказывали погоду.

Вветхозаветные времена, до прихода Спасителя, Господь являл простым смертным многих пророков. Но праздники тех святых стали со временем сугубо церковными, никогда не пользовались в народе особым вниманием. Храмов и монастырей в их честь тоже не строили, а Илии — посвящали везде, начиная с первой на Руси церкви в Киеве или той, что была основана св. Ольгой в ее родном селе Выбуты. Бытовало поверье: Илья-пророк разъезжает по небу на огненной колеснице, разгоняя нечисть громами и молниями. В некоторых местах его образ соединился с самым известным героем наших былин — Ильей Муромцем. Люди рассказывали о том, как пророк сидел на печи 33 года, после чего был призван Господом на подвиги.

В чем же причина такой популярности? Исследователи-атеисты пытались внедрить примитивную версию: мол, в массовом сознании некоторых народов Илия всего лишь заменил культ языческих громовержцев — Зевса, Перуна и им подобных. Что ж, некоторые атрибуты совпали — те же громы с молниями. Были заимствованы из дохристианских времен некоторые приметы и обычаи. Но в целом согласиться с атеистическим объяснением нельзя. К примеру, ни Перун, ни Зевс покровителями крестьян не считались — только воинов. Но главное противоречие, конечно же, в духовно-религиозной сути. Илия — непримиримый борец с язычеством, даже его имя означает «Мой Бог — Яхве». И вся его земная жизнь была неотделима от Промысла — начиная с рождения, когда его отцу было видение небесных старцев, пеленавших младенца огнем.

Этап служения пришелся на крайне сложный период. Цари Израиля из политических либо каких-то иных соображений предали веру, увлекли подданных в идолопоклонство. Критический момент настал в правление Ахава, который женился на финикиянке Иезавели и попал под ее влияние. Он установил государственный культ Ваала и Астарты с обрядами человеческих жертвоприношений и ритуальной проституции. Тех же, кто остался верным Истинному Богу, изгоняли из страны, а Его служителей и вовсе казнили. Население, как это часто бывало в истории, потянулось за своим нечестивым вождем: кто-то — из страха, другие — из желания подольститься, третьи с радостью поддались языческим соблазнам. Казалось, человеческая вера в Бога умирает.

Илия взялся ее спасти, принялся горячо молиться о наказании для собственного народа. Почему? Потому что понимал: только суровое вразумление может привести людей к покаянию и исправлению чудовищного зла. Он без страха явился во дворец и обвинил Ахава в отступничестве. Именем Господа провозгласил: отныне на землю не выпадет ни дождь, ни роса до тех пор, пока об этом не попросит Илия. Внутренняя сила, духовное величие пророка были таковы, что изумленный царь и стража тронуть его не посмели. Народу же наказание исполнилось: наступили засуха, неурожай, голод.

До всеобщего покаяния было далеко. Напротив, Иезавель подговорила мужа возобновить преследования за веру и организовать розыск предвестника бедствия. Бог спрятал его в укромном месте, у потока Хорафа, а хлеб и мясо ему приносили вороны. Засуха тем временем становилась все более страшной, пересыхали ручьи, реки, падал изможденный скот. Писание гласит о том, что Господь был готов помиловать землю Израилеву, послать дождь. В конце концов, именно Он дал людям свободную волю, и если те упорствуют в язычестве, то это их выбор. Илия умолил Господа продлить наказание. И это тоже было проявлением человеколюбия: пусть засуха погубит многих, но если люди не покаются, то для вечной жизни погибнут все. Между тем пересох поток, поивший и самого Илию. Он страдал вместе со страной, пока Бог не направил его в Сарепту Сидонскую. Там пророка приняла местная вдова. Твердая в своей истинной вере женщина не пожалела для него последней горсти муки и оставшихся капель масла и тут же была чудесно вознаграждена: мука и масло у нее не заканчивались, позволяя прокормить и гостя, и ее саму вместе с сыном. А когда ребенок заболел и умер, Илия его воскресил.

После трех лет засухи Бог все же помиловал Израиль, направил к Ахаву Своего пророка, предварительно известив: царь уже вовсю колеблется, готов перестать упорствовать. И действительно, по зову Илии Ахав поспешил навстречу. Правда, все еще продолжал изображать надменность и упорство в своем заблуждении: «Ты ли это, развращающий Израиль?» Пророк, решительно поставив его на место и указав, что людей развращает их правитель, потребовал собрать на горе Кармил народ, а также позвать 450 высших жрецов Ваала. На сей раз царь уже не перечил.

В назначенный день многим тысячам собравшихся Илия поставил условие: он принесет жертву своему Богу, а его противники — своему; настоящий Господь ниспошлет огонь на жертвенник, а те, кто сманивает к поклонению ложному божеству, должны умереть. Все признали это условие справедливым.

От язычников выступали маги высших степеней. Целый день они взывали к духам, исполняли оккультные пляски, хлестали себя бичами, но в присутствии избранника Божия демоны оказались бессильны.

Илия — уже под вечер — из 12 камней соорудил жертвенник, возложил на него тельца, приказал залить водой и дрова, и жертву, наполнить выкопанный вокруг ров. Стоило пророку вознести молитву, как с неба упал все воспламенивший огонь. Ошеломленный народ пал ниц, каялся, истошно вопил, признавая Единого Бога. Илия, которого уже готовы были слушать беспрекословно, приказал задержать всех жрецов Ваала, а затем перебил их собственноручно. Когда он воззвал к Господу, стали собираться тучи, а затем хлынул дождь. Уже и Ахав горько каялся при виде случившегося, а пророк, радуясь его обращению, был воодушевлен настолько, что всю дорогу до столицы — порядка 30 км — бежал впереди царской колесницы.

Секрет его тысячелетней популярности заключен как раз в этом: он — грозный, бескомпромиссный победитель язычества. Не случайно его храмы возводились обычно на местах порушенных капищ. Защитник истинной веры, он может посылать или, наоборот, сдерживать дожди, влиять на урожай — покровительствовать земледельцам. Засухи, бури, град, другие бедствия в прежние века воспринимались как наказание за те или иные грехи, нарушения заповедей. А смягчить небесные кары можно было теми способами, которые указал Илия, — раскаянием и молитвой.

Пожалуй, есть еще одна причина народной любви к нему. В земной жизни он проявлял себя не только как великий пророк, но и как обычный, далеко не всесильный человек. Ведь даже вышеописанный триумф оказался мимолетным: грандиозных чудес на горе Кармил хватило всего лишь на один день. Разъяренная Иезавель быстро подавила благие порывы Ахава и потребовала расправы над «обидчиком». Население Израиля было тотально испорченным, ни один не вступился за Илию. Ему снова пришлось бежать — не из страха смерти, он неимоверно, чисто по-человечески, устал, пребывал в отчаянии, поскольку все его усилия пошли прахом.

Но ему был послан ангел, который накормил его и привел в пещеру на горе Хорив. Здесь пророку явился Сам Господь. Прокатилась страшная буря, разразилось землетрясение, заполыхал огонь. Своего же избранника Он приветствовал тихим, участливым вопросом: «Что ты здесь, Илия?» Выяснилось, что пророка угнетала не собственная участь, а судьба народа, тревожило будущее: все праведные священнослужители оказались уничтожены, убьют Илию — и оборвется связь людей с Богом...

Но Он снова его утешил — ведь то, что не по силам даже пророку, подвластно Ему, — дал понять: вера не погибнет, Илия не один, в народе сокрыто еще семь тысяч тайных рабов Божиих. Приоткрыл и завесу будущего: дом Ахава скоро падет. Дал конкретные задания: наставить на царствование благочестивого Ииуя, а себе подготовить на земле замену — Елисея.

После этого Илия стал действовать решительно, поскольку знал теперь волю Господа и чувствовал за собой Его безграничную силу. Тем временем Ахав и Иезавель совершили новое преступление. Некий Навуфей отказался продать царю понравившийся ему виноградник. Царица этого владельца оклеветала, и безвинного казнили, отобрав собственность. Но как только Ахав пошел осматривать приобретение, на пути встал Илия, который известил: их злодеяниям пришел конец, все семейство истребится.

Так и случилось. Через три года царь выступил на войну с сирийцами, и произошла уникальная битва. Была выпущена лишь одна случайная стрела, и поразила она единственного человека, Ахава. Войско его бежало.

На трон взошел сын убитого Охозия, который вскоре случайно выпал из окна и получил тяжелые травмы. Послали к оракулу Вельзевула (одно из проявлений Ваала) узнать, когда он выздоровеет. Гонцов встретил Илия и сурово указал: поскольку царь обращается не к Богу, а к нечисти — с постели не встанет. Узнав об этом, Охозия отправил за пророком 50 солдат. Их командир попытался арестовать избранника Божия, но с неба упал огонь и пожег всех царевых слуг. То же самое случилось со вторым отрядом. Третий начальник с солдатами пали со страхом на колени, умоляли их пощадить. Что ж, смиренную просьбу пророк выполнил, тут же пошел к правителю и повторил вердикт: за свое нечестие ты обречен.

Теперь Илию боялись, никто не задерживал — при том, что после смерти Охозии воцарился его брат, такой же закоренелый язычник Иорам.

Св. Илия успел помазать на царство указанного Господом воина Ииуя. Вскоре восстание почитателей Истинного Бога покончило с Иорамом и его матерью Иезавелью. Свыше Илии дано было знать, что настало время покинуть мир людей. В последнем путешествии его сопровождал верный ученик Елисей, который просил дать ему пророческий дух вдвое более сильный, чем у наставника. Потом появилась огненная колесница и унесла Илию. К ногам Елисея упал с высоты плащ учителя — в знак того, что просьба исполнена, и наследник удостоился великой благодати.

Благодаря описанным событиям становятся очевидны и другие причины особого почитания у нас св. Илии. Он защищает справедливость, строго карает хищничество и беззакония, а это для русского человека всегда было крайне важным.

Илью-пророка считают в России одним из покровителей ратников, защитников Отечества. Ведь он и сам был настоящим воином, сражался за веру, за правду Божию. В наши дни его признают как небесного шефа воздушно-десантных войск и военно-воздушных сил. И дело тут не только в профессиональном празднике, который у ВДВ совпадает с Ильиным днем, а у ВВС близок по дате. Нетрудно заметить аналогии: небесные колесницы, огонь и сокрушающие удары свыше, готовые обрушиться на любых врагов, угрожающих Русской земле.

Православных людей величественная фигура Ильи-пророка привлекает еще и тем, что он, живший за 9 веков до Христа, оказывается во многом близок к Образу Спасителя. Чудеса в Сарепте Сидонской с неиссякаемыми мукой и маслом, воскрешением сына вдовы фактически предварили то, что совершал Христос. Оживленного Илией мальчика, по преданию, звали Ионой, он тоже стал пророком, и его трехдневное пребывание во чреве кита служит пророчеством о погребении и Воскресении Спасителя. Св. Илия неоднократно упоминается в Евангелиях. Вместе с Моисеем он явился на горе Фавор во время Преображения Господня, беседовал с Иисусом Христом, и это засвидетельствовали апостолы. 

Его земной подвиг еще не завершен. Илия вместе с праведным Енохом должен явиться перед Вторым Пришествием Христа и обличить антихриста.


Фото на анонсе: Артем Геодакян/ТАСС



Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть