Евангелие от Елены

31.08.2018

Валерий ШАМБАРОВ

Воздвижение Креста Господня, ежегодно отмечаемое 27 сентября, из двунадесятых (двенадцати главных) православных праздников несколько выделяется. Все остальные отражают важнейшие события в земной жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, ниспослание людям Святаго Духа. Этот же праздник как бы установил связь между Небесной и земной, царской властью.

Жизненный путь святой равноапостольной царицы Елены был очень нелегким. Она происходила, по сути, из низов: отец содержал трактир и станцию, на которой перепрягали лошадей — в селении Дрепан, в малоазиатской Вифинии. Дочь помогала родителю, подавала путникам еду. Одним из них, судя по всему, оказался в назначенный провидением час знатный военачальник Констанций Хлор, обративший внимание на красивую девушку. Неизвестно, стала ли Елена его полноправной женой или являлась конкубиной (в римском праве это означало согласие на «незарегистрированный» брак). Констанций занимал пост наместника Далмации, и здесь, в городе Наисс (Ниш), около 272-го у них родился сын, будущий Константин Великий.

В 285 году император Диоклетиан повел реформы государственного управления. Разделил державу на две части, в них правили два «августа», старший и младший. Запад он отдал своему приближенному Максимиану. Августы обязывались назначать себе помощников — цезарей, а после 20 лет правления передать им власть. Констанций Хлор успел отличиться в войнах и в 293 году получил предложение занять пост цезаря, но с условием — разойтись с Еленой и жениться на падчерице Максимиана.

Это был тяжелейший удар для супруги и сына, более двух десятков лет проживших с Констанцием под одной крышей. Юноша начал военную карьеру не под началом отца, а на востоке, в войсках Диоклетиана, и находился тогда в Вифинии, на родине матери, куда та, вероятно, вернулась после развода.

В 305-м Диоклетиан и Максимиан, как и предписывала новая система, подали в отставку. На их места заступили цезари, Констанций Хлор и Галерий, а те, в свою очередь, должны были назвать заместителей. Первый сделал выбор в пользу любимого сына.

Отец, снискавший огромный авторитет у жителей Галлии и Германии, уже был тяжело болен и в 306-м скончался. Легионы провозгласили Константина августом, но восточный властитель Галерий этому воспротивился и отправил на запад своего ставленника Лициния. Надумал вернуться к власти и ранее отрекшийся Максимиан. Он выдвинулся в правители вместе с сыном Максенцием. Так в государстве оказалось пять императоров, начались гражданские войны. 

Мудрая политика Константина обеспечила ему мощную поддержку западных провинций и войск. Согласно преданию, накануне решающей битвы с Максенцием ему явился во сне Христос, велевший начертать на щитах и знаменах греческие буквы ХР, на небе невидимая рука вывела Крест с надписью «Сим победиши!». После победы Константин встретился в Милане с Лицинием и настоял на принятии эдикта о легализации христианства. Формально все вероисповедания объявлялись равноправными, христианам возвращалась собственность, конфискованная в кампаниях гонений, церковь и клир освобождались от налогов и повинностей.

Евсевий Кесарийский писал, будто Елена обратилась к Христовой вере под влиянием сына. Но такое свидетельство могло быть и обычной лестью по отношению к императору. Еще современники Констанция Хлора отмечали доброту и лояльность последнего в отношении христиан, а историк Евтропий сообщал, что среди них была в то время и святая равноапостольная Елена. Константин Великий принял святое крещение лишь перед собственной кончиной, в 337-м.

После победы над Максенцием и другими соперниками он поделил империю с Лицинием, взяв себе западную часть. Для матери выделил большое поместье в Риме, и в одном из помещений ее дворца была устроена христианская церковь, Еленинская базилика. Государь глубоко чтил ту, что его родила и воспитала, в 318–319 годах появились монеты с ее изображением.

Как бы то ни было, союз с Лицинием почти сразу же перешел в соперничество и вражду. Причем в восточной части империи это сопровождалось очередными жесточайшими репрессиями против христиан. Грянули и новые войны. Константин одержал верх, в 324-м стал единовластным правителем империи.

Христианство фактически приобрело статус государственной религии. Император разослал местным властям «Поучение об идолопоклонническом заблуждении», запретил чиновникам приносить языческие жертвы, на важные должности стал назначать веровавших во Христа. А церковь превращал в свою духовную и политическую опору, созвал I Вселенский Собор в Никее, сам же на нем председательствовал и говорил иерархам: «Вы — епископы внутренних дел Церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел». Получив единоличную власть, «венчал он царским венцом богомудрую мать свою Елену». И начал строить новую, христианскую, столицу империи — Константинополь, причем поблизости от родного селения матери.

Она была уже в преклонном возрасте, приближалась к 80-летию. Но Господь сберег ей достаточно сил для последнего, самого главного дела ее жизни. В 326 году царица отправилась на Святую Землю. Сын предоставил ей, по сути, неограниченные средства и огромные полномочия. К примеру, иудейское сочинение «Тольдот Иешу» называло ее правительницей Иерусалима, сравнивало с Понтием Пилатом.

Паломничества в Палестину к тому моменту уже давно осуществлялись, но за три века, минувшие после земной жизни Спасителя, многое изменилось. Прежних селений, строений не существовало, Иерусалим оказался разрушен до основания, затем отстраивался заново. Где-то прокладывались новые дороги, срывались холмы, разрастались деревья и кустарники. Приезжим приходилось расспрашивать местных жителей о том, где находились прежде те или иные святыни. А устная память ненадежна. «Хронография Феофана» сообщает: Елена «во сне имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».

Цель путешествия — четкая географическая привязка Священного Писания, подтверждение текстов для сомневающихся, создание своеобразного «пятого Евангелия», чья правда выражается не словами, а обозначением конкретных мест, где ступали Спаситель и святые, происходили ключевые события Ветхого и Нового Заветов. Поездка сопровождалась молениями, щедрой раздачей милостыни. У Господа испрашивали благословения на великое дело.

В Иерусалиме царицу торжественно встретил патриарх Макарий, который стал сподвижником в ее миссии. По перечню храмов, построенных или заложенных святой Еленой, видно, что им удалось разыскать и увековечить: Вифлеем — родина Христа, Гефсимания — территория Его моления перед арестом, гора Фавор — место Преображения Господня, берег Тивериадского озера — участок суши, на котором Он проповедовал; Вифания связана с гробницей воскрешенного Им Лазаря, Елеонская гора — с Его Вознесением; в Хевроне Бог явился Аврааму, на Синае — Моисею в Неопалимой Купине...

Основными тем не менее стали кропотливые раскопки на Голгофе. Здесь обнаружилась пещера Гроба Господня. Неподалеку нашли яму, в которой были свалены три креста, засыпанных мусором. По некоторым сведениям, над ними было устроено языческое капище, а святая Елена его порушила. Вместе с крестами откопали четыре гвоздя, табличку с надписью INRI — аббревиатурой из латинских слов «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Предание гласит: способ определения из трех крестов именно того, на котором распяли Спасителя, предложил патриарх. По очереди, с молитвами, их возлагали на тяжело больную женщину, и от одного Креста она исцелилась. Елену, Макария и их помощников этот факт настолько воодушевил, что ритуал испробовали еще раз. Мимо несли умершего, когда же на него возложили орудие Христовой казни, покойник ожил, из-за чего Крест в дальнейшем стали именовать Животворящим. Господь ясно указал: через этот Крест для людей открылась дорога не к смерти, а к светлой, вечной жизни.

Потрясающие чудеса наблюдало великое множество народа, люди рассказывали об увиденном своим знакомым. Отовсюду стали стекаться толпы, и возможность прикоснуться к Кресту была далеко не у всех. Макарий несколько раз поднял (воздвиг) его, направляя в разные стороны. Отсюда и название — Воздвижение. Сам же Крест святая Елена разделила надвое. Одну часть оставила в Иерусалиме как свидетельство Евангельского Подвига, другую (и два из четырех гвоздей) отвезла сыну, освятив таким образом его царствование.

На месте, установленном матерью, Константин Великий повелел возвести большой храм Воскресения Господня, охватывающий и Гроб, и Голгофу. Он был освящен 13 сентября (ст. ст.) 335 года, а на следующий день, 14 сентября, назначили дату праздника Воздвижения. До завершения грандиозного строительства святая равноапостольная Елена не дожила. Но то, что в иудейской хронике ее сравнили с Понтием Пилатом, не лишено некоторого основания. В лице известного прокуратора Рим послужил орудием синедриона для расправы над Христом. Через Елену императорская власть принесла покаяние и сама предалась воле Спасителя.

Интересно выстроить двунадесятые праздники не по датам в церковном календаре, а по хронологии событий, которые они отражают. Первым идет Рождество Пресвятой Богородицы, одиннадцатым — Ее Успение, когда Христос, уже Воскресший и Вознесшийся, забирает к Себе Свою Мать. Двенадцатый праздник — Воздвижение: Господь, причем опять через родительницу, на сей раз царскую, облекает Своей властью на земле христианского монарха.

Высокий смысл торжества еще раз наглядно подтвердился в VII столетии. Персидский шах Хосров разграбил Иерусалим и увез оттуда великую святыню. Защитницей Креста вновь выступила царская власть: император Ираклий, разгромив персов, внес его в храм на собственных плечах и воздвиг на прежнем месте.

27 сентября православный люд отмечает праздник Креста как главного символа христианства. Святая Елена в свое время обрела его не только для сына — для всех верующих. Первыми при виде чудес ему поклонились жители Иерусалима: когда патриарх его воздвигал, люди падали ниц, восклицая: «Господи, помилуй!» За ними под сень Животворящего Креста стали приходить остальные подданные империи, иные страны и народы.

В этот день устанавливается строгий пост, но праздник — не печальный, а радостный. Ведь Крест — символ преодоления, как указал Господь св. Константину Великому — «Сим победиши!». Это знак победы даже над смертью (чему стала свидетельницей царица Елена), триумфа в схватке с темными силами зла, которые сокрушил Спаситель, принеся добровольную Жертву. Поэтому на Руси Воздвижение всегда отмечали торжественными богослужениями, крестными ходами. Люди рисовали кресты на воротах, дверях, в жилых помещениях, подкладывали маленькие крестики из палочек в ясли скотине... 

Получив благодать Животворящего Креста в храме, несли ее по дворам и домам для обережения от врагов, напастей, болезней, нечисти. Как говорил святой Андрей Критский: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть