Восточный подход Александра

29.10.2017

Юлия КУДРИНА

Период правления императора Александра III незаслуженно обделен вниманием на протяжении вот уже целого столетия. Между тем Царь-Миротворец внес гигантский вклад в дело государственного строительства, экономический подъем, расцвет национального искусства и другие эволюционные преобразования русской жизни. 

Вся его деятельность была направлена на масштабное созидание и духовное становление. Какие бы то ни было революционные катаклизмы внутри страны в годы его царствования невозможно было себе даже представить. Многие его начинания обретают в наши дни, по сути, вторую жизнь. К примеру, Россия постепенно возвращает себе прежнее влияние на Ближнем Востоке. Не зря же Александр III придавал первостепенное значение созданной им Русской миссии на Святой земле.

Уже на второй год после восшествия на престол Александр Александрович учреждает в Петербурге Православное Палестинское общество, гарантируя ему должную государственную поддержку. В 1889 году Общество получает название Императорского. Этой научной и благотворительной неправительственной организации отныне суждено стать уникальной в истории национальной культуры, отечественного востоковедения и русско-ближневосточных отношений.

Необходимость создания Палестинского общества Александр III понимал, как никто другой, — уже тогда он осознавал, что судьба не только Азии, но и всего европейского мира связана со Святой землей.

В качестве главной задачи ставилось укрепление позиций нашего государства и Русской церкви на Ближнем Востоке. После поражения в Крымской войне утратившая было контроль над Черным морем Россия сумела в конце XIX — начале XX века осуществить мощный церковно-политический прорыв в Иерусалиме.

Летопись нашего державного присутствия в ключевом регионе планеты начинается в середине XIX столетия. С 1847 года в Иерусалиме работала Русская духовная миссия, а с 1864-го, в Петербурге, при Азиатском департаменте МИД — Палестинская комиссия (1864–1889). Русское общество пароходства и торговли исправно и регулярно доставляло паломников из Одессы в Яффу.

Зачинателями этого дела на Востоке были епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин), начальник Миссии в 1865–1894 годы.

Инициатива образования Общества принадлежала известному российскому палестиноведу, петербургскому госслужащему Василию Хитрово (1834–1903). После поездки на Ближний Восток он писал: «Только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдете по этой дороге, и вас не поймет разве только какой-нибудь пришлый бедуин. Отнимите это влияние — и православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды».

Решающую роль здесь сыграло совместное паломничество на Святую землю (в мае 1881-го) Александра III, великих князей Сергея и Павла Александровичей и их двоюродного брата Константина Константиновича.

Устав организации был высочайше утвержден 8 мая 1882 года (ст. ст.), а уже 21 мая на заседании во дворце великого князя Николая Николаевича (старшего), где присутствовали государь, его жена Мария Федоровна, многие члены императорской семьи, делегаты от русского и греческого духовенства, ученые и дипломаты, состоялось торжественное открытие Православного Палестинского общества. В состав его почетных членов вошли тринадцать представителей царской семьи во главе с императором и императрицей, а также премьер-министр, министр иностранных дел и обер-прокурор Святейшего синода.

Первым председателем стал брат царя великий князь Сергей Александрович, который возглавлял Общество в течение 23 лет. Активное участие в его деятельности принимала великая княгиня Елизавета Федоровна.

Отделения организации, которые возглавляли правящие архиереи, вице-председатели, губернаторы или вице-губернаторы, действовали в 52 епархиях Русской православной церкви.

Духовный облик русского присутствия на Святой земле во многом определил архитектурный ансамбль, воздвигнутый Обществом на территории Иерусалима: Троицкий собор, здания Русской духовной миссии и консульства, Елизаветинское и Мариинское подворья, русская больница. И, конечно, прекрасный храм Марии Магдалины на Елеонском склоне. Идея его сооружения — в память матери Александра III Марии Александровны — возникла во время пребывания великих князей Сергея и Павла Александровичей в Палестине и их встречи там с архимандритом Антонином (Капустиным).

Для строительства храма царская семья приобрела в Иерусалиме участок земли. Архитектором утвердили профессора института гражданских инженеров, академика Петербургской академии художеств Давида Гримма (1823–1898). Тот предложил проект в новорусском стиле, который особенно импонировал Александру III.

Зимой 1885-го состоялась закладка. Общее руководство строительными работами осуществлял архимандрит Антонин (Капустин).

На возведение церкви Святой Марии Магдалины император внес 100 000 рублей, четыре его брата Сергей, Павел, Владимир, Алексей — по 15 000, великая княгиня Мария Александровна и герцогиня Эдинбургская — по 5000.

В 1886 году русский консул в Иерусалиме сообщал государю: «На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России».

Храм с семью характерными «московскими» маковками и кокошниками удивительно гармонично вписался в окружающий ландшафт, став визитной карточкой нашей державы на Святой земле.

Иконостас выполнен из белого мрамора с темной бронзой. Иконы писал известный русский художник Василий Петрович Верещагин. Каждую из четырех стен украсили огромные фрески, отразившие основные эпизоды земной жизни спутницы и последовательницы Иисуса Христа. На южной стороне — «Исцеление Марии Магдалины Спасителем», на западной — «Магдалина у Креста Господня», на северной — «Явление Магдалине воскресшего Христа», на восточной, над алтарем, — «Проповедь Магдалины перед императором Тиберием». Автором фресок был Сергей Иванов, тогда еще молодой художник, а позже — знаменитый автор исторических полотен.

Творение Гримма император оценил очень высоко, зодчий получил должность ректора факультета архитектуры в Академии художеств.

Торжественное освящение храма, совершенное греческим патриархом, состоялось в октябре 1888-го. На этой церемонии присутствовали великий князь Сергей Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Павел Александрович.

В следующем году на землях Палестины начались крупные археологические раскопки, вызвавшие большой международный резонанс. В результате «русское место» получило в мире несколько иное обиходное название — «русские раскопки». Ранее здесь был заложен храм Александра Невского (освящен уже после смерти Александра III, в 1896-м). «Возможность присутствия русских ученых на Востоке, исследование ими подлинных христианских древностей, которые включали в себя как камни, здание, рукописи, так и живую литургическую традицию, дали огромный импульс русской церковной науке, позволили сделать ей настоящий прорыв», — писал об этом много позже профессор Ярослав Щапов.

Государство затрачивало немалые суммы на обслуживание русских паломников, выделяло средства на школы для арабских детей, создававшиеся в Палестине, Сирии и Ливане. Проводилась работа по христианскому просвещению арабов.

Суть крайне важной и многогранной деятельности государства Российского в этом, не чужом для нас регионе лаконично и весьма точно раскрыл наш современник, автор исследования «Русское духовное и политическое присутствие в Святой земле и на Ближнем Востоке в XIX — нач. XX в.» Николай Лисовой: «Иерусалим и Ближний Восток оказались тем самым плацдармом и историческим узелком, где политические интересы совпали — и совпадают — с церковными, научные — с практическими паломническими, духовные и бескорыстные — с хозяйственными, экономическими».

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть