Илья Муромец — из былин в жития

18.12.2015

Валерий ШАМБАРОВ

Кто из нас не погружался в детстве в дивный мир народных былин, не восхищался образами славных богатырей? Отметим, кстати, важное отличие между русским и западными эпосами. В скандинавских сагах викинги часто сражаются друг с другом, отправляются порой в дальние страны, и при этом обязательно перечисляется, сколь богатую добычу они захватывают. Возьмем германскую «Песнь о нибелунгах»: рыцари бьются между собой, но при этом слывут благородными героями. Превозносится доблесть ради доблести. 

На Руси многие воины тоже ездили на чужбину, совершали подвиги на службе у византийских императоров, привозили немало золота. Увы, случались и междоусобицы. Но народное творчество обходит эти заслуги стороной. Воспевает только тех богатырей, которые защищали родную страну, соплеменников, веру православную. Такими предстают перед нами Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Вместе их свела память людей, изустные предания. В реальности они никогда не встречались. Добрыня, дядя Владимира Крестителя, жил в X веке, Алеша из Ростова — в XIII, упоминается среди витязей, погибших на Калке. Самым популярным героем стал Илья. Даже его служение Отечеству начинается совершенно необычно. Крестьянский сын, инвалид, будучи не в состоянии ходить, «сиднем сидел» 33 года. В его избенку вдруг являются три старца, «калики перехожие», и просят принести воды. На объяснения немощного, что он и рад бы, да не может, повторяют просьбу: все-таки принеси. И тот встает. Идет. Приносит.

Эту воду предлагают выпить ему самому, и он обретает неимоверную силу. А потом старцы раскрывают предназначение — ради чего Илья исцелен: нужно ехать в стольный град Киев, на службу к князю Владимиру, оборонять Святую Русь от лютых ворогов. Чудесным образом молодец получает коня, доспехи, оружие. К князю же является с весьма внушительной «визитной карточкой», привозит Соловья-разбойника, которого одолел и пленил по дороге. В общем, киевскому правителю не приходится жалеть, что он принимает Муромца в свою дружину. За одной победой следуют другие. От руки богатыря гибнут Идолище поганое, Калин-царь. Прочь бегут побиваемые полчища.

Только ли чрезвычайная сила обеспечила ему исключительную любовь в народе? Скорее, наоборот. Люди настолько полюбили Илью, что связали с его именем в преданиях самые выдающиеся подвиги. Причину такой приязни нетрудно увидеть в самой натуре героя. Скромный крестьянин из безвестной деревни, плоть от плоти народа. Сугубо мирный, да еще и обездвиженный неизлечимой болезнью — казалось бы, смиряйся, молись и терпи. И первым-то его делом становится подвиг милосердия: инвалид рвется помочь старцам, измученным жарой и трудной дорогой.

На ратное служение идет не ради честолюбия и славы. В дореволюционных изданиях былин уточнялось: старцы были совсем не простыми. Под их обличьем к Илье пришли Сам Христос и двое апостолов. Богатыря призвали Свыше: Родина в опасности, иди и защити ее. Разве не так уходили на брань русские во все времена? Мирные люди, над которыми посмеивались, попрекая «сидением на печи», в тяжелые годины брали оружие, вставали насмерть на Куликовом поле, у Бородино, на Курской дуге...

Да и характер у Ильи исконно русский. Прирожденный воин, он всегда старается избежать излишнего кровопролития. Перед ним предстают зачастую злейшие недруги, но витязь до последней возможности предлагает им разойтись по-хорошему. Может при случае и побуянить, даже против князя взбунтоваться, если считает, что тот совершил несправедливость, или круто загулять с «голью кабацкой». Но при этом всегда честен, прост, бескорыстен. Все его победы и достижения — не ради личных выгод.

О завершении земной жизни богатыря нам рассказывают уже не былины, а святые мощи в Киево-Печерском монастыре. Предание гласит, что он принял постриг после тяжелого ранения. Хотя и здесь ему довелось применить боевое мастерство. Однажды в обитель ворвались враги. Илья в это время обувался и тут же разогнал банду оказавшимся в руках сапогом. Заслужил за это прозвище Чеботок. 

В 1988 году одна из госкомиссий провела с использованием новейшей японской аппаратуры исследования мощей. Результаты потрясли: обнаружились искривление позвоночника и наросты, вызывавшие сдвиг позвонков и ущемление нерва. Таким образом подтвердилось: в молодости у него действительно были парализованы ноги. Выявились и следы многочисленных ранений, характерные для воинского служения. Самая серьезная рана — на груди, в области сердца. Видимо, именно она заставила героя оставить бранное поприще и принять постриг. 

Возраст преподобного богатыря был примерно установлен — 40–55 лет, время кончины — около 1188 года. Эту дату можно считать условной. Она основывается на двух источниках. Первый — книга «Теретургима» монаха Афанасия, изданная в 1636-м. Там указывалось, что св. Илья Муромец жил 450 лет назад. Второй — радиоуглеродный анализ. Однако последний предполагает сильные погрешности, и при оценке полученных данных нередко подчеркивается: они весьма приблизительны. Ученые, работавшие в 1988-м, установили, что возраст мощей — около 800 лет, вот и получилось — 1188.

Вполне правдоподобной можно признать версию о том, что св. Илья жил несколько раньше, в конце XI — начале XII века, при Владимире Мономахе. Исследователи уже давно заметили, что народная память совместила образы двух великих властителей, Владимиров, — Крестителя и Мономаха. А многие детали былин соответствуют реалиям эпохи второго из них. Взять хотя бы сюжет с Соловьем-разбойником. В означенное время прямой путь от Мурома к Киеву был слишком опасен, в дремучих лесах как последний очаг воинствующего язычества оставалось племя вятичей. Свист предводителя значил смерть, которая настигает из чащи, из засад. Как раз Мономах расчистил дорогу, покорил вятичей, начал их крещение.

Этого государя хорошо знали и в Европе. Он водил войска на Запад, бил поляков и чехов. В немецкой эпической поэме «Ортнит» начала XIII века фигурирует и Илья Русский. Авторы отзываются о нем очень уважительно: могучий, благородный витязь, помогающий главному герою. При Мономахе на Русь хлынули орды половцев, борьба с ними — основная тема былин. Великий князь не только громил Тугоркана (Тугарина Змеевича) и прочих хищников, вторгавшихся в нашу страну. Он предпринял ответные походы на Дон, до Азовского моря. Раскидал кочевников. Одни уходили подальше от русских границ, другие просили о мире и союзе. Люди надолго избавились от кошмара постоянных набегов. 

Народ чтил память Мономаха еще по одной причине. Тот был последним государем, кому удавалось сохранять единство Древней Руси. После него страна распалась, передралась в междоусобицах.

Хотя нельзя исключать и того, что Илья Муромец жил еще позднее. Мог, например, служить верой и правдой сыну Мономаха Юрию Долгорукому. Или внуку, св. Андрею Боголюбскому. Или братьям св. Андрея — Михаилу и Всеволоду (позже заслужившему прозвище Большое Гнездо). Вот они-то и впрямь проявили себя эпическими героями. Матерью Михаила и Всеволода была гречанка. Не поладив с Боголюбским, собралась с детьми на историческую родину. Однако ее сыновья росли русскими, воспитывались на былинах и сказаниях. Михаил отказался уезжать, остался на южных границах Руси. 

Восьмилетнего Всеволода мать привезла в Константинополь. У императора Мануила Комнина он оказался среди роскоши дворцов, будущее ему было обеспечено. Но мальчик, едва подрос, сбежал. Странствовал по всей Европе и вернулся на Русь. Нашу страну тогда раздирали жесточайшие свары, князья рубились за Киевский престол. Половцы снова повадились грабить. Юные Михаил и Всеволод в усобицы втягиваться не стали, а набрали дружины и взялись оборонять государство от степняков. Громили врагов, освобождали пленников. После убийства Андрея Боголюбского братья отправились на север, по очереди становились великими князьями Владимирскими. Муром же всегда был союзником владимирских государей, присылал им воинов.

Что касается последнего земного пристанища св. Ильи, Киево-Печерского монастыря, то это была далеко не рядовая обитель. Прославилась к тому времени духовными подвигами преподобных Антония и Феодосия, Пимена, Феодора, Василия, Николая Святоши, св. мучеников Кукши, Евстратия Постника, многих других иноков. Мало того, стала центром русской церкви! Во второй половине XII столетия отношения с Константинопольской патриархией были сложными. Мануил Комнин и патриарх Лука из политических соображений решили пожертвовать православием, передать церковь в подчинение папе римскому. Наше духовенство эту инициативу не поддержало. Тогда его наметили раздавить.

Киевский митрополит Константин, присланный из Византии, принялся под разными предлогами снимать неугодных епископов. Придирался к мелким различиям в церковной практике: на Руси было принято смягчать посты по средам и пятницам, если они приходились на великие праздники, Константин объявил это ересью, запретил богослужения в Киево-Печерском монастыре, а настоятеля, св. преподобного Прокопия, отлучил от церкви. В 1169 году в Киев пожаловало посольство из Рима. Ставленник византийцев великий князь Мстислав Изяславич и митрополит повели переговоры о сближении церквей и союзе, готовились послать русских воинов на запад, лить кровь за папские интересы. 

Договориться им не дали. На Киев двинулось войско Андрея Боголюбского. Присоединились 11 князей, в том числе брат Всеволод. Когда овладели столицей, митрополичьи храмы сочли оскверненными, вывезли из них святыни, иконы, книги. Печерский монастырь был взят под охрану. Он вообще пользовался особым уважением князей Северной Руси. Ему покровительствовали смоленский Ростислав Набожный, Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Во Владимире существовало подворье этой обители. 

Словом, когда бы ни жил св. Илья, монастырь он выбрал во всех отношениях подходящий. 

Православная церковь канонизировала богатыря в 1643 году, в числе почти семи десятков угодников Киево-Печерской лавры. Правда, Украина в то время принадлежала Польше, и ничто вроде бы не предвещало позитивных перемен. Когда же началось официальное почитание киевских святых, всего через пять лет грянуло восстание Богдана Хмельницкого. Чужеземцев изгнали, Украина обратилась с просьбой о воссоединении с Россией на вечные времена. Может ли быть случайным такое совпадение? Ведь печерские праведники молили Бога о всей Руси, и св. Илья Муромец бился за единую Русь.

Вот еще одно совпадение. Поначалу мощи преподобного богатыря покоились в приделе Софийского собора, потом их перенесли в Антониевы пещеры. В 1911-м случилось так, что поблизости от св. Ильи похоронили Петра Столыпина. Они лежат рядом — два человека, во многом не похожих друг на друга, но очень близких по духу, прижизненным устремлениям. Один сражался мечом, другой — на государственном поприще. Оба боролись за величие и безопасность родной державы, в разные эпохи силились уберечь ее от распада и погибели. 

Св. Илью Муромца высоко чтили и в царской, и в советской России. Его именем был назван первый тяжелый бомбардировщик. В годы Великой Отечественной крушил врагов одноименный бронепоезд, построенный на пожертвования муромлян. А после взятия Берлина союзники создали шарж на сюжет известной картины Виктора Васнецова. Алешу Поповича изобразили с лицом Константина Рокоссовского, Добрыню Никитича — Ивана Конева. Илье Муромцу придали черты Георгия Жукова. 

Святого воина почитают и сейчас. В его честь строятся храмы, воздвигаются памятники, о нем снимают фильмы. Ему молятся об исцелении от тяжких недугов. Его считают своим небесным покровителем пограничники, бойцы и офицеры ракетных войск стратегического назначения. 

Церковь отмечает его память 1 января. Кстати, а может быть, стоило бы в этот день организовывать по городам и весям богатырские праздники? Поиграть силушкой, пробежаться на лыжах, побороться, пострелять из лука? Вместо того, чтобы страдать от похмелья и дожевывать вчерашний оливье...

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть