Дар бесценный, неслучайный

24.12.2017

Игорь КУЗНЕЦОВ, писатель

Профессионально творить для детей — дело насколько благодарное, настолько и трудноосуществимое. Немногим маститым литераторам удавалось бессрочно хранить в памяти, а то и заново досконально осваивать их оригинальный язык, естественные привычки и вкусы, специфические симпатии и антипатии. Тем сложнее обстоит задача с написанием литературы, призванной нести малышам и подросткам «разумное, доброе, вечное».

Наталья Петровна Кончаловская осталась в истории национальной культуры в первую очередь как популярная детская писательница. Ее книги, переиздающиеся до сих пор, по-прежнему увлеченно читают все новые поколения маленьких грамотеев.

Наталья Петровна родилась в 1903 году в семье Петра Кончаловского и Ольги Суриковой. Большим художником был и ее брат Михаил. А муж Сергей Михалков — они поженились в 1936-м — выдающимся детским поэтом. Некогда он посвятил ей шутливые строки: 

Черная, как галка,
Тощая, как палка,
Мне тебя жалко,
Девка-Наталка. 

Всю жизнь ее окружали совершенно особенные люди. Судьба с раннего детства, словно бы в награду, дарила ей встречи, знакомства, дружбу с художниками, писателями, музыкантами.

Училась в гимназии, располагавшейся в здании на Страстном, в доме, где обретался тогда Сергей Рахманинов. В перерывах между занятиями она могла слушать музыку маэстро. Кончаловские были знакомы и с Федором Шаляпиным, к которому заезжали даже на Капри, позже сама Наталья Петровна гостила в семье Шаляпиных в Италии.

В детстве, до революции, с родителями много путешествовала по Европе, что дало ей возможность воочию познакомиться с великими произведениями искусства, помогло выучить иностранные языки. Она прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским.

Ее крестным был скульптор Сергей Конёнков, в чью мастерскую она заходила как к себе домой. Там ей довелось слушать Сергея Есенина, видеть, как танцует Айседора Дункан. Из воспоминаний Натальи Петровны о своей юности обычно цитируются следующие слова: «В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования».

В революционные годы семья Кончаловских поселилась в мастерской Петра Петровича возле Триумфальной площади, а их соседом по подъезду был Михаил Булгаков. Жизнь у всех была трудной и полуголодной, подолгу обходились без отопления и электричества. Но в то же время зазывали любителей прекрасного художественные выставки, концертные представления, в театрах были аншлаги. В доме Кончаловских частыми гостями оказывались Сергей Прокофьев, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Сергей Эйзенштейн.

Особая атмосфера, которую Наталья Кончаловская впитала с рождения, способствовала раннему проявлению ее творческих задатков. Все это в дальнейшем позволило раскрыться ярким, заложенным природой и развитым необыкновенным трудолюбием талантам.

Зачастую те проявлялись в сферах «близкородственных», смежных, но по большому счету одно всегда дополняло другое, а это другое — третье, четвертое и далее по списку. Знание иностранных языков и рано проявившийся писательский дар положили начало многолетней переводческой деятельности, начавшейся с трудов над произведениями Перси Шелли, Роберта Браунинга, Уильяма Вордсворта. Переводила не только зарубежных классиков, но и кабардинских, балкарских, украинских, еврейских поэтов. Самой крупной и значительной стала ее «русификация» поэмы «Мирей» провансальского поэта XIX века Фредерика Мистраля.

С даром переводчика удачно сочеталось давнее увлечение музыкой — она даже мечтала в свое время поступить в консерваторию. Наталья Петровна перевела сотни оперных либретто, «научив» петь по-русски героев опер Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси. Это особое искусство, требующее не только поэтического мастерства, но и глубокого понимания музыки, тонкого слуха, чувства ритма, знания законов, по которым строится театральное действо. Кончаловская и сама виртуозно играла на пианино, что помогло ей создать «Нотную азбуку» — по ней многие дети осваивали азы фортепианного исполнительства. Книгу «Песня, собранная в кулак» Наталья Петровна написала о великой певице Эдит Пиаф .

Впечатления от путешествий по планете легли в основу поэтических циклов, посвященных Армении, Лондону, искусству Италии. Любимая внучка Василия Сурикова, она стала самым чутким и самым авторитетным его биографом, посвятила много времени и сил пропаганде творческого наследия деда. Наиболее известным ее произведением о живописце стала романтическая быль «Дар бесценный». Писала и о других художниках, делала это доходчиво и необычно. Например, в рассказе «Нерукотворное» из книги «Волшебство и трудолюбие»: «Комья серого снега, подброшенного лопатой, легли плоскостями, случайно сложившими большую мужскую голову, поразительно схожую с врубелевским Демоном... Она была с глубокими глазными впадинами и могучим подбородком. Сильный лоб выдавался вперед. Она была вдохновенной и выразительной».

Побывав на трагически известном мемориале в многострадальной Белоруссии, Наталья Кончаловская за несколько дней сочинила поэму «Хатынская поляна», которая затем была положена на музыку Эмиля Олаха. Вышла пластинка с записью в исполнении автора. Наталья Петровна часто ездила по стране с литературно-музыкальными концертами-импровизациями.

Особенно же ярко проявился ее дар в стихах для детей, собранных в книжках «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!». Выходили и необычные книжки-игрушки, книжки-ширмы, в том числе книга-путешествие по Китаю «Чжунго, Нинь Хао!», изданная совместно с Юлианом Семеновым. К слову, создатель популярнейшей литературы о русских-советских разведчиках и сыщиках был женат на Екатерине Михалковой-Кончаловской, дочери Натальи Петровны от первого брака. Библиография произведений Кончаловской, даже не самая подробная, займет несколько страниц. Но особой, можно сказать, золотой строкой в ней выделяется поэма «Наша древняя столица».

Эта поэма широко, по-настоящему всенародно прославила ее как детскую писательницу и поэтессу. Написанная к 800-летнему юбилею Москвы, который праздновался в 1947 году, книга впоследствии переиздавалась несчетное количество раз. К каждому новому изданию Кончаловская текст исправляла, перерабатывала, дополняла и расширяла, посвятив работе над произведением пятнадцать лет жизни.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли,

— такими словами начинается поэма, охватившая на самом деле не только историю  Москвы, ее возникновения и строительства. Здесь наглядно показаны картины жизни и быта предков-москвичей, популярно освещены все вехи допетровских эпох — с 1147 года, даты основания будущей столицы, до 1671-го — момента казни Степана Разина.

Понятным детям поэтическим языком описана история русского народа и нашего древнего государства. И все же в первую очередь это история именно Москвы. Юный книгочей узнает, как она поднималась, укреплялась, оборонялась от врагов, хорошела и временами бедствовала, откуда пошли современные названия площадей, улиц и переулков: Неглинная, Самотёка, Цветной бульвар, Пушечная...

Написана поэма с глубоким знанием истории и искренней любовью к великому городу.

Наталья Кончаловская оставила потомкам множество книг и стихов, на которых воспитывалось не одно поколение соотечественников. Ее старший сын Андрей Кончаловский в предисловии к книге матери замечает, что ее произведения — «свидетельство ее огромной культуры, огромного таланта, огромного терпения. Я очень рад, что есть возможность прочесть их и разделить с моей мамой ее чувства, мысли, жизнь ее души, которую она вкладывала во все, что писала».

А младший — Никита Михалков — однажды лаконично заметил: «Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь».


Фото на анонсе: Александр Чумичев/Фотохроника ТАСС

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть