Как звучат эпохи

24.05.2019

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Российский национальный музей музыки существует вот уже более века. Его история началась с открытого в 1912 году музея Николая Рубинштейна, основателя и первого директора Московской консерватории. Постоянно пополнявшиеся с тех пор фонды составляют сегодня самое крупное в мире собрание инструментов, рукописей, исследований по истории музыкальной культуры, редких книг, нотных изданий, раритетных звукозаписей, подлинных документов, автографов, писем выдающихся русских и зарубежных композиторов и исполнителей. Экспозиции удивительным образом сочетаются с концертами, конкурсными и фестивальными программами.

С приходом лета культурная жизнь на улице Фадеева отнюдь не замирает, увлекательные экскурсии все так же чередуются с яркими выступлениями артистов.

Еще недавно музей носил имя Глинки — «Пушкина русской музыки», как его иногда называют. Знаменательный факт: юбилеи обоих гениев отмечаются почти одновременно. Неудивительно, что их жизненные пути часто пересекались, а закономерным итогом личных встреч стали самые известные произведения великого композитора. Более того, его творчество положило начало золотому веку отечественного музыкального искусства. Почему же из официального названия учреждения исчезло имя основоположника? Как объясняют инициаторы переименования, прежде возникала некоторая путаница — многие желающие посетить музей полагали, что он мемориальный, а в действительности его функции и тематика намного шире.

В здешних фондах, как и прежде, хранятся вещи, иллюстрирующие повседневный быт и деятельность Михаила Глинки. Среди них — немало чрезвычайно любопытных экспонатов: живописный портрет первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» Осипа Петрова, принадлежавший композитору столик с подсвечником, печатью и колокольчиком, афиша премьеры оперы «Руслан и Людмила» (состоялась под конец 1842 года в петербургском Большом театре), эскиз к картине Ильи Репина «Глинка за сочинением оперы «Руслан и Людмила».

Особую ценность представляют два автографа — рукопись песни «Ах, когда б я прежде знала» и письмо к Владимиру Одоевскому. С последним Михаила Ивановича связывала многолетняя, на редкость плодотворная дружба. Владимир Федорович — во всех смыслах аристократ, талантливый пианист, неплохой сочинитель, тонкий знаток искусств — нередко выступал как музыкальный критик. К его рекомендациям автор первых великих русских опер неизменно прислушивался, даже на страницах своих «Записок» с удивительным постоянством вставлял уточняющую фразу «по совету князя Одоевского».

Сохранились подлинные предметы, принадлежавшие близким родственникам Михаила Ивановича: посуда и каминные часы 1814 года из имения Новоспасское под Смоленском, туалетный столик и икона «Богоматерь Свенская (Печерская) на престоле с предстоящими святыми Антонием и Феодосием» начала XIX столетия, а также портреты его сестер, бабушки и дяди.

Другие реликвии собрания связаны прежде всего с именами Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Бортнянского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и других.

В коллекции изданий представлены редчайшие рукописные певческие книги XVI–XX веков. Имеются также ценные материалы, относящиеся к творчеству Бетховена, Вагнера, Листа, Россини, Берлиоза, Равеля, Бартока...

Основная экспозиция — настоящая энциклопедия музыкального искусства. В пяти залах выставлены инструменты народов России, государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты первой половины XX века.

Древнерусскую музыкальную культуру представляют гусли крыловидные XIII и XIV веков, найденные на раскопках в Великом Новгороде, смык — струнный смычковый инструмент XIV столетия, сурна — духовой язычковый, дудка (сопель). Церковный колокол 1784 года тоже связан с памятью Глинки — привезен из его родового имения.

За стеклом — разнообразные дудки (жалейки), рожки, свистульки, балалайки, колокольчики, ложки, прочие старинные инструменты народов нашей страны. Поблескивающие серебром духовые — боевые награды Русской армии в Отечественной войне 1812 года, среди них —  обвитые ленточками и украшенные Георгиевскими крестами трубы. Тут же — повидавшие виды ударные, литавры и барабаны. Большинство витрин оснащено кнопками. Нажав, можно услышать, как звучит тот или иной экспонат.

В холле установлен самый старый в России орган, который в 1868 году изготовил для купца Василия Хлудова немецкий мастер Фридрих Ладегаст. Владелец подарил его Московской консерватории, позже инструмент, сменил еще нескольких владельцев. В 1998-м орган  восстановили, и теперь на нем играют на проходящих в стенах музея концертах.

В 2010-м сюда поступила Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации — лучшее в мире собрание смычковых. Над их созданием в разные эпохи — начиная с XVI века — трудились известнейшие европейские умельцы. Тут есть шедевры Антонио Страдивари, семейств Гварнери и Амати. До конца 2019 года развернута выставка «Коллекция особого назначения», где любой желающий может увидеть самые дорогие инструменты включая скрипку работы венецианского мастера XVIII века Санто Серафина и виолончель Пьетро Гварнери (последнего представителя знаменитой династии), отреставрированные в Италии по поручению президента Российской Федерации Владимира Путина. Все инструменты по-прежнему звучат, музей предоставляет их лучшим отечественным исполнителям для гастролей и участия в конкурсах.

Многие инструменты уникальны не только звучанием, но и достойными пера романиста историями. Например — две скрипки Страдивари. Одна из них, созданная в 1671 году, принадлежала королеве Бельгии Елизавете. Монаршая особа была одаренным музыкантом, училась у известного скрипача и дирижера Эжена Изаи. На учрежденном ею в память об учителе международном конкурсе победил в 1937 году советский скрипач Давид Ойстрах. Покоренная его мастерством, королева завещала ему свою скрипку. В Российский национальный музей музыки драгоценный инструмент передали потомки Ойстраха.

Вторая также принадлежала этому виртуозу. Именно с ней, выполненной Страдивари в 1736-м, Давид Федорович выиграл то самое состязание в Брюсселе. До революции она принадлежала князьям Юсуповым. Некоторое время считалось, что последний владелец вывез ее за границу в 1919 году, однако впоследствии она была обнаружена в замурованном тайнике бывшего Юсуповского дворца в Ленинграде.

В 1960-е специально для музея изготовили экземпляр электромузыкального инструмента под названием «терменвокс», на котором играют без прикосновений — движениями рук в пространстве. Почти сто лет назад это чудо инженерной мысли изобрел выдающийся русский физик и музыкант Лев Термен.

Музыка из фильмов Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер» знакома, наверное, всем любителям кино. Композитор Эдуард Артемьев создавал ее при помощи хранящегося в музее хитроумного устройства с аббревиатурой АНС, первого и единственного в мире фотоэлектронного синтезатора. В середине XX века его сконструировал и назвал в честь Александра Николаевича Скрябина изобретатель Евгений Мурзин. С ним работали Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Станислав Крейчи.

Представлены также современные инструменты барабанщика и шоумена Ришада Шафи, в том числе часть занесенной в Книгу рекордов Гиннесса «гигантской барабанной установки».

Дополняют экспозицию произведения изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, эскизы декораций, — посвященные музыке. Тут есть работы Василия Перова, Николая Ге, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Мартироса Сарьяна, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Федора Федоровского.

Здешние экскурсии одинаково увлекательны для детей и взрослых. Можно послушать классические, народные, современные мелодии, спеть, поиграть на разных инструментах, поучаствовать в викторинах и мастер-классах. На нескольких площадках регулярно проходят концерты, читаются лекции.

В состав Российского национального музея музыки входят филиалы: Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина, музей С.С. Прокофьева, музеи-квартиры Н.С. Голованова и А.Б. Гольденвейзера, музей под названием «П.И. Чайковский и Москва». Вероятно, скоро этот список пополнит музей С.И. Танеева.


Фото на анонсе: Виталий Белоусов/РИА Новости



Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть