Революционный держите код

25.10.2017

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

В год столетия октябрьского переворота артефакты, непосредственно с ним связанные, вызывают совершенно особый интерес. И закономерно, что одну из своих ключевых экспозиций Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР) посвятил событиям, «которые потрясли мир». Революционные эксцессы, Гражданская война, расстрел царской семьи, террор, голод, репрессии, разрушение храмов и убийства священников... Обо всем этом лаконично, но в то же время весьма доходчиво рассказывает выставка «1917. Код революции».

2017 год стал юбилейным и для самого музея, образованного 21 марта 1917-го. Его коллекция изначально посвящалась освободительному движению в России. Собранные за многие годы уникальные документы и предметы представляют эпоху беспристрастно и подробно, отчасти воссоздавая ее историческую атмосферу. Авторы проекта никому не навязывают собственных оценок, стремятся к тому, чтобы зрители делали выводы самостоятельно, посмотрев клипы с хроникой и фотографиями, ознакомившись с текстами и цитатами, официальными бумагами, личными вещами участников событий, произведениями искусства, содержанием интерактивных киосков, хранящих огромный объем архивной информации.

В первом зале посетителей ждут экспонаты, свидетельствующие о жизни страны на рубеже XIX–XX веков и в начале 1900-х. Экономическое развитие, промышленный рост, столыпинские реформы — с одной стороны, усиление социальных противоречий, возникновение партий и движений, активизация политической борьбы — с другой. Все эти факторы вкупе с драматическими разногласиями внутри российской элиты привели к предреволюционному кризису.

Музейные витрины, посвященные Русско-японской войне, революции 1905–1907 годов, как бы предваряют трагический контекст Первой мировой, чреватой невиданными доселе человеческими жертвами, разорительными для государства и общества расходами, обострением едва ли не всех имевшихся в империи проблем. На старых фотографиях — русские солдаты в окопах перед боем, газовая атака, полевой лазарет, развернутый в Зимнем дворце госпиталь цесаревича Алексея. Рядом — подлинные документы, портрет Григория Распутина, карикатуры, свидетельствующие о росте социальной напряженности, распространении марксизма, об утрате доверия подданных к своему царю.

Стенды второго зала обращают всеобщее внимание на самые важные вехи-даты 1917-го — с Февраля по Октябрь. Время тогда словно ускорило шаг, события сменялись с небывалой быстротой. Февральская революция погрузила страну в состояние эйфории, но очень скоро такие настроения трансформировались в классовую ненависть, хаос и всеобщий распад. Экспонаты — немые участники тех процессов. Ключи от комнат Александровского дворца, в которых находились под арестом Николай II и его семья после отречения императора от престола. Шашка, отобранная красногвардейцами у городового. Бляха милиционера и нарукавная повязка комиссара — предметы, указывающие на роспуск царской полиции и жандармерии и последующее создание народной милиции. Ключ от Никольских ворот Петропавловской крепости, створка двери камеры из Александровского централа под Иркутском — свидетели всеобщей амнистии, объявленной Временным правительством, приведшей, как известно, к разгулу преступности, тотальной анархии. Под стеклом — Приказ №1 Петроградского совета, узаконивший солдатские комитеты и тем самым лишивший офицеров власти над рядовым составом. Итог: потеря управления в армии, массовое дезертирство. В ту пору распространилось так называемое братание на полях мировой войны. «Кольцо братания», изготовленное в русской полевой кузнице из немецкой серебряной монеты, также находится здесь.

Под потолком в качестве символа эпохи — изуродованный Малый герб Российской империи, прежде украшавший здание Московской городской думы. У него обрублены орлиные крылья и отломан скипетр. Портреты членов Временного комитета Государственной думы и министров Временного правительства соседствуют с фотоснимками «бабушки русской революции» Екатерины Брешко-Брешковской, теоретика анархизма Петра Кропоткина, левого эсера Марии Спиридоновой, меньшевика Юлия Мартова и возвращающегося из Швейцарии Владимира Ленина с группой политэмигрантов.

В период популярности Александра Керенского изображения этого (цитата) «славного, мудрого, честного и любимого вождя свободного народа» чеканили на жетонах. Тогда же появился и его скульптурный портрет с ангельскими крыльями за спиной. Вскоре на смену восхищению пришли горькое разочарование и очень злые карикатуры. Неподалеку выставлены продуктовые карточки 1917 года. На мониторах мелькают кадры огромных очередей за продуктами в период продовольственного кризиса, разбора на дрова деревянных домов в Петрограде.

Зал, посвященный Октябрю, выделен красным цветом. В центре — бюст Ленина, произносящего речь. Долгие годы монумент хранился в фондах музея и не выставлялся. Вокруг — экспонаты, повествующие о вооруженных восстаниях в Петрограде, Москве и других городах: балка из старого московского дома с застрявшим в ней снарядом, пулемет «Максим» образца 1915 года, кожаная куртка и красноармейская фуражка участника штурма Зимнего дворца, матросский бушлат и бескозырка, единицы оружия и многое другое. С фотографий смотрят члены советского правительства, ниже — обращение председателя Совнаркома Ленина «К населению», заявляющее о победе Октябрьской революции и задачах борьбы на местах от 18 (5) ноября, передовицы «Известий» с опубликованными декретами о мире и о земле.

Зал четвертый увешан плакатами с образами «врагов народа»: царя, буржуя, кулака и священника. Масштабная борьба с религией была развернута несколько позже, в 1920-е, но уже с декабря 1917 года принимались постановления и акты, упразднявшие функции православной церкви как государственного учреждения. Отдельный стенд «Церковь и власть» рассказывает о конфликте между священнослужителями и большевиками. Как известно, в преддверии тяжелейших испытаний, после почти 200-летнего перерыва, было восстановлено патриаршество. Государственный исторический музей предоставил для выставки вещи, связанные с жизнью святейшего патриарха Тихона: куколь, посох, напрестольный крест. Тут же — машинописные странички послания его святейшества от 19 января 1918 года с анафемой безбожникам, различные церковные документы.

В зале представлены сведения о других знаковых событиях начала 1918 года. 6 января — разгон Учредительного собрания, 10 января — открытие III Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, поддержавшего политику большевиков и провозгласившего образование РСФСР. 3 марта состоялось подписание Брестского мирного договора, Советская Россия вышла из Первой мировой войны в роли проигравшей. При этом от страны была отторгнута территория суммарной площадью в 780 тыс. кв. км с населением 56 миллионов человек.

Едва приметны в витрине вещественные доказательства расправы над Николаем II и его семьей в ночь с 16 на 17 июля: кобура от револьвера системы «Кольт» палача Якова Юровского, такой же пистолет другого участника расстрела Михаила Медведева-Кудрина. Поблизости — текст, составленный Юровским при передаче оружия в музей, с описанием подробностей убийства. С помощью сенсорных мониторов можно ознакомиться с листовками и популярными газетами того времени: эсеровскими, меньшевистскими, большевистскими. Есть возможность послушать аудиозаписи воспоминаний современников тех событий. Один из киосков посвящен известным политическим и государственным деятелям первой половины XX века.

Последний зал полностью выделен под революционное искусство — агитационный фарфор, графику, скульптуру, прикладное творчество.

— Мы попытались «расшифровать революцию», показать ее предпосылки, основные события, — отметил куратор выставки, ученый секретарь ГЦМСИР Никита Аникин. — Музей должен говорить на понятном для широкого круга людей языке. Ведь в наши задачи входит не только собирание и хранение, но и просвещение. Выставка вместила более полутора тысяч экспонатов из нашего фонда и из Российского государственного архива социально-политической истории. Изучение собранных в залах документальных источников и вещей позволяет вдумчивому зрителю составить обо всем собственное мнение. До сих пор российское общество раздирают вопросы, связанные с революцией. Одни и те же вещи воспринимаются соотечественниками совершенно по-разному. Да и наши посетители высказывают порой диаметрально противоположные мнения. Сколь бы сложна и противоречива ни была российская история, современная молодежь должна ее знать. Экспозиции вроде этой — своего рода предупреждение, неплохой урок на будущее. Более того, некоторые сюжеты столетней давности живо напоминают то, что происходило и происходит на наших глазах.


Фото на анонсе: Максим Блинов/РИА Новости

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть